Положение о дополнительной общеразвивающей программе

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с нормативно – правовыми документами:


-Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;



-СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;



-Приказом Министерства образования и науки «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;



- Письмом Департамента государственной политики и науки Российской Федерации от
18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ»;



-Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждённой Распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Локальными актами Учреждения.
1.2. Положение устанавливает единые требования к структуре и оформлению дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ, а также регламентирует порядок принятия и
утверждения дополнительной общеразвивающей программы в муниципальном учреждении
дополнительного образования «Дом детского творчества» (далее - «Учреждение»).
1.3. Дополнительная общеразвивающая программа является основным документом, в котором
фиксируются и аргументированно, в логической последовательности определяются цель,
формы, содержание, методы и технологии реализации дополнительного образования, критерии
оценки его результатов в конкретных условиях.
1.4. Дополнительная общеразвивающая программа оформляется в соответствии с Приказом
Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письмом Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», и
настоящим Положением, обсуждается, рецензируется и рекомендуется к утверждению на
Педагогическом совете, утверждается приказом директора Учреждения.
1.5. По содержанию дополнительная общеразвивающая программа должна соответствовать одной
из направленностей осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
(художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной, технической,
естественнонаучной, туристско-краеведческой), реализуемой согласно лицензии на право ведения
образовательной деятельности.
1.6. Содержание программ и сроки обучения по ним определяются Образовательной программой,
разработанной и утвержденной Учреждением.
1.7. В пределах осваиваемой дополнительной общеразвивающей программы может осуществляться
обучение учащегося/учащихся по индивидуальному учебному плану.
1.8. Учреждение осуществляет образовательную деятельность, реализуя программы в течение всего
календарного года, включая каникулярное время.

1.9. При реализации программ могут организовываться и проводиться массовые мероприятия,
создаваться необходимые условия для совместного труда (отдыха) учащихся, родителей (законных
представителей).
1.10. Дополнительная общеразвивающая программа хранится у педагога дополнительного
образования и у директора Учреждения.
1.11.Положение о дополнительных общеразвивающих программах обсуждается на Педагогическом
совете Учреждения и утверждается приказом директора, вводится в действие с указанием даты
введения. Срок действия положения не ограничен.

2. Цели и задачи дополнительных общеразвивающих программ.
2.1. Цель Программы - обеспечение обучения, воспитания, развития обучающихся. В связи с этим
содержание дополнительной общеразвивающей программы должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурнонациональным особенностям
Тверской области;
- современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения
(индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
- формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного
обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.);
- методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности
детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в
расчете на объединение обучающихся).
2.2. Цели и задачи образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам могут быть направлены на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и физическом развитии;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепления здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического,
трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявляющих
выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
- довлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за пределами федеральных
государственных требований.

3. Классификация дополнительных общеразвивающих программ.
3.1. Дополнительные общеразвивающие программы подразделяются на следующие виды:
примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская.
Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления
образования в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению
деятельности. Примерная (типовая) программа задает базовый минимум по конкретному
направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует
отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его,
углублять, конкретизировать и т.д.
Модифицированная (адаптированная) программа - это программа, в основу которой положена
примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с
учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и
временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов. Данная программа должна обсуждаться на педагогическом совете и утверждаться
директором организации.
Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо
практической задачи. Такая программа может предлагать изменение содержания,
организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания,
апробировать новые педагогические технологии. Её разработчик должен доказать истинность
экспериментального положения. По мере прохождения апробации - в случае выявления новизны
предложений автора - экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.
Разрешение на работу по экспериментальной программе дается методическим (педагогическим)
советом и руководителем образовательного учреждения.
Авторская программа - это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной.
Она создается педагогом (или коллективом педагогов) и принадлежит ему (им) на правах
интеллектуальной
собственности. Эта программа предназначена для обучения впервые вводимому курсу, либо
предполагает собственный подход автора к традиционным темам. Название «авторская» требует
документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному
автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен
убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов,
решающих сходную проблему.
Информация о прототипе, относительно которого заявляется новизна, является обязательным
исходным моментом в создании авторской разработки. Данная программа должна быть
рекомендована к использованию методическим (педагогическим) советом, утверждена
руководителем образовательной организации. Официально статус авторской присваивается по
итогам экспертизы государственной образовательной организации, имеющей на это законные
основания. Кроме того, авторской считается программа, прошедшая экспертизу краевого конкурса
авторских программ и получившая диплом 1,2,3 степени.
3.2. По форме содержания и процесса педагогической деятельности могут быть выделены
следующие виды программ: комплексные, интегрированные, модульные, сквозные.
Комплексные программы, которые представляют собой соединение отдельных областей,
направлений, видов деятельности в некое целое: программы профильных школ системы
дополнительного образования (художественные, музыкальные, спортивные и т.д.); программы
детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-либо деятельности по профессии;

программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, концепцией, едиными
подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но
работающими по разным образовательным направлениям.
Интегрированные программы объединяют в целое отдельные образовательные области на основе
того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой
момент оценки её содержания и эффективности функционирования. В теории интеграции в данном
случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух
или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а возможно, и
количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.
Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный
процесс делится на отдельные модули на каком-либо основании, затем составляется карта-схема, в
рамках которой эти модули компонуются в зависимости от цели деятельности. Модули программы
могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.
Сквозные программы реализуют общую цель через несколько программ. Главная задача такой
программы - соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу, с учётом
возрастных особенностей детей, их числа в группах, оценки физического состояния и т.д.

4. Структура дополнительной общеразвивающей программы.
4.1. В связи с тем, что продолжительность учебного года составляет 36 недель, количество часов в
год в дополнительной общеразвивающей программе должно быть рассчитано с учётом норм
СанПиН, в зависимости от фиксированного количества часов в неделю.
4.2. По срокам реализации дополнительные общеразвивающие программы могут быть:
- краткосрочными (до 1 года);
- долгосрочными (более 1 года).
4.3. Занятия могут проводиться по группам, малым группам, индивидуально или всем составом
объединения.
4.4. Каждый обучающийся имеет заниматься в нескольких объединениях (кружках).
4.5. Пре реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ могут
предусматриваться как аудиторные занятия, так и внеаудиторные занятия различных форм.
4.6. Проектирование и реализации программы должны строиться на следующих основаниях:
-свобода выбора дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и режима их
освоения;
--соответствие программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным
особенностям детей.
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ.
- разноуровневость (ступенчатость) программ.
-возможность взаимозачета результатов.
-ориентация на метапредметные и личностные результаты образования.
-творческий и продуктивный характер программ.

-открытый и сетевой характер реализации.
4.7. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в
пространстве, не ограниченном образовательными стандартами в дополнительном образовании,
федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются.
4.8. Основу для проектирования структуры программы, независимо от ее типа и вида, составляют
следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- учебный план;
- календарный учебный график;
- методическое обеспечение программы;
- список литературы;
- приложения.
4.9. Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов дополнительной
общеразвивающей программы:
1. Ha титульном листе указываются наименование организации дополнительного образования,
наименование учредителя, сведения об утверждении программы, полное название программы,
возраст
обучающихся, срок реализации программы, Ф.И.О. и должность автора (авторов), название
населенного пункта, год разработки программы
(приложение 1).
2. В пояснительной записке раскрывается актуальность разработки программы, целесообразность
освоения обучающимся именно этого содержания образования, половозрастные и социальные
особенности обучающихся, социально-педагогическая специфика обстоятельств
образовательного процесса, направленность программы, цель образовательного процесса, задачи,
формы и режим занятий, объем и срок освоения программы, краткое описание планируемых
результатов по итогам реализации программы и способов их проверки, формы подведения итогов
реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Цель программы - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть
направлены все усилия педагога и обучающихся.
Цель связана с общим развитием учащегося и предполагает выход на личностный образовательный
результат. Цель может быть направлена на: развитие учащегося в целом или каких-то определённых
способностей; формирование у учащегося умений, навыков, потребности самостоятельно
пополнять знания, творить, трудиться; формирование и развитие общечеловеческих нравственных
ценностей, личностных качеств; художественно-эстетическое/ интеллектуальное/
духовно-нравственное/ физическое развитие; обучение трудовым навыкам, коллективному
взаимодействию и взаимопомощи и т. п.
Конкретизация цели проходит в ходе определения задач - путей достижения цели. Они должны
соответствовать содержанию и методам предлагаемой деятельности. Формулировка задач должна

включать ключевое слово, определяющее действие (оказать, отработать, освоить, организовать и т.
д.).
Задачи должны быть обучающими (отвечают на вопрос: что узнает, чему научится, какие
представления получит, чем овладеет, в чем разберется учащийся, освоив программу);
развивающими (связаны с развитием творческих способностей и возможностей учащихся);
воспитательными (отвечают на вопрос: какие ценностные ориентиры, отношения, личностные
качества будут сформированы у учащихся).
Цели и задачи должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными.
Объём пояснительной записки не должен превышать 2-3 страницы.
3. Учебный план программы, помимо цели и задач на каждый учебный год, содержит: перечень
разделов; количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и
практические. Необходимо закладывать часы на вводное и итоговое занятия (приложение 2).
4. Содержание учебного плана возможно отразить через краткое описание разделов и тем внутри
разделов. Раскрывать содержание следует в том порядке, в котором они поставлены в учебном
плане. Описать тему означает: указать название темы; перечислить основные узловые моменты,
которые излагаются в рамках данной темы; указать, в каких формах организуется образовательный
процесс (теоретических, практических). В содержании программы количество и название разделов
и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебного плана (приложение 3).
5. Планируемые результаты. В этой части необходимо сформулировать личностные,
метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения
программы. Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.
В программах, предполагающих реализацию компетентностного подхода, необходимо
сформулировать перечень компетенций, которые могут быть сформированы и развиты у детей в
результате занятий по программе.
Планируемые результаты должны соотноситься с задачами.
6. Методическое обеспечение обязательно должно содержать сведения о дидактических
материалах, техническом оснащении занятий, формах подведения итогов по каждой теме или
разделу программы. А также может включать описание: форм занятий, планируемых по каждой
теме или разделу дополнительной общеразвивающей программы (игра, беседа, поход, экскурсия,
конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебновоспитательного процесса
(приложение 4).
7. При составлении списка литературы следует руководствоваться необходимостью включить в
список работы, отражающие теоретические основы программы (теорию дополнительного
образования и теорию изучения той сферы, на освоение которой будут направлены усилия
обучающихся). При написании списка литературы стоит руководствоваться библиографическим
стандартом. Здесь же указываются списки литературы, рекомендованные педагогу и обучающимся.
8. В приложениях к программе обычно размещаются примеры занятий (сценарии), раскрывается
схема организации воспитательной работы с детско-подростковым коллективом, прописываются
детали аттестационных испытаний (программа аттестации обучающихся), в приложении могут
быть помещены примеры наиболее удачных - эталонных - работ и другое.
9. К программе разрабатывается календарный учебный график, который должен составляться в
виде таблицы на каждый год обучения отдельно и отражать его особенности. В календарном
учебном графике необходимо закладывать часы на вводное и итоговое занятия. Количество тем

должно соответствовать количеству часов, заявленных в разделе и программе. Все графы таблицы
должны быть заполнены. Не допускается наличие пустых граф (приложение 5).

5. Технические требования к оформлению текста:
5.1. Шрифт: Times New Roman, размер шрифта — 14, положение на странице — по ширине текста.
5.2. Поля - по 2 см со всех сторон.
5.3. Междустрочный интервал - 1.
5.4. Абзац - 1, 25.
5.5. При ссылках на литературу в тексте указываются фамилии авторов и год издания (в круглых
скобках); например, Кузнецов (1999), или Smith (2003), или Petrov, Johnson (1997). При
цитировании источник указывается в круглых скобках после кавычек, с указанием страниц,
например, «Институты-это «правила игры» в обществе» (Норт, 1997, с. 17).
5.6. Оформление сносок: нумерация — автоматическая, с нарастающей нумерацией до конца текста
статьи; шрифт - Times New Roman, размер - 10, положение текста на странице по ширине текста; в
случае цитирования части книги или статьи указывают необходимые страницы.
5.7. Оформление таблиц: каждая таблица должна быть пронумерована и иметь заголовок; номер
таблицы и заголовок размещаются над таблицей; номер оформляется как «Таблица 1», шрифт Times New Roman, курсив, размер - 12, положение текста на странице по правому краю; заголовок
размещается на следующей строке, шрифт - Times New Roman, размер - 12, положение текста на
странице по центру.
5.8. Оформление графических материалов: графические объекты должны быть в виде рисунка или
сгруппированных объектов; не должны выходить за пределы полей страницы и превышать одну
страницу; каждый объект должен быть пронумерован и иметь заголовок.
Номер объекта и заголовок размещаются под объектом. Номер оформляется как «Рисунок 1»,
шрифт - Times New Roman, курсив, размер - 10, положение текста на странице по левому краю.
Далее следует название - шрифт-Times New Roman, размер - 10.
5.9. Список литературы оформляется шрифтом Times New Roman, размер шрифта - 14,
полужирный, положение по левому краю страницы. Список литературы оформляется как общий
список без нумерации по алфавиту.
Можно предусмотреть разделы; сначала указываются официальные документы (законы,
постановления, указы), затем русскоязычные источники, потом иностранные, и в завершении электронные ресурсы.

6. Порядок хранения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
6.1. Оригиналы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ находятся у
директора, копии у педагога дополнительного образования.
6.2. Все экземпляры дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ должны
быть полностью идентичны.
6.3. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы хранятся в течении всего
срока реализации и в течении 1 года по окончании срока их реализации.

7. Порядок утверждения дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
7.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разрабатывается в
образовательном учреждении, проходит внутреннюю экспертизу (обсуждение программы на
Педагогическом совете и результаты фиксируются в протоколе), потом утверждается приказом
директора на основании решения педагогического совета.
7.2. Экспертиза осуществляется, исходя из следующих критериев: актуальность, стратегичность,
соответствие требованиям данного Положения, научная обоснованность
(психолого-педагогическая), системность раскрытия содержания, комплектность структурных
элементов, технологичность (вариативность), безопасность образовательного процесса,
возможность реализации программы, стиль и логичность изложения, оформление программы.
7.3. Учреждение ежегодно до 1 сентября текущего календарного года утверждает допущенные к
реализации дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.

8. Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ.
8.1. Педагоги дополнительного образования могут использовать дополнительные
общеобразовательные общеразвивающие программы, разработанные другими педагогами, по
согласованию с разработчиком(ами) программы и директором Учреждения.
8.2. Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в
течении всего календарного года, включая каникулярное время, с использованием кадровых и
материальных ресурсов.
8.3. При реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы может
применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном
принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов,
использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционные
образовательные технологии, электронное обучение.
8.4. Педагог, реализующий дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы,
обязан обеспечивать качество реализации, а также объективность контроля достижений
обучающихся.
8.5. В процессе образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе педагог ведет утвержденную в учреждении документацию с
обязательным соблюдением сроков, определенных нормативными документами Учреждения.
8.6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа текущего года обучения
конкретной учебной группы считается выполненной (реализованной), если количество часов в
календарно-тематическом плане и журнале учета рабочего времени по факту совпадает с
количеством часов учебного плана данного года обучения.

9. Ответственность и контроль.
9.1. Ответственность за реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ несет педагог дополнительного образования.
9.2. Контроль за реализацией дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
осуществляет директор Учреждения.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».