юные туристы-краеведы 2025-2026 г

1

Информационная карта программы
Наименование
программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юные туристы-краеведы»

Направленность

туристско-краеведческая

Разработчик программы

Михайлова Наталья Викторовна

Общий объем часов по
программе

72 часа

Форма реализации

очная

Целевая категория
обучающихся

Обучающиеся в возрасте 11-13 лет

Аннотация программы

Данная программа направлена на совершенствование
развитие у учащихся интереса к туризму и краеведению.

Планируемый результат
реализации программы

Обучающиеся должны знать и уметь:

знать основные сведения по истории развития
туризма в России;

знать требования, предъявляемые к туристскому
снаряжению, по организации туристского быта, к
продуктам, используемым в походе;

знать порядок подготовки и организация туристского
путешествия;

знать правила движения в походе, преодоление
препятствий;

владеть основными сведениями по истории и
культуре своего края;

владеть основной информацией
истории, культуры и природы своего края;


о

памятниках

знать историю своей семьи;


знать
и
применять
правила
поведения
в
экстремальных ситуациях в природной, техногенной и
социальной средах;

знать и применять правила личной гигиены, уметь
заботиться о собственном здоровье, личной безопасности;
владеть способами оказания первой помощи;

иметь физическую и техническую подготовку, и
умение использовать их в походах и на соревнованиях;

владеть знаниями о топографической и спортивной
картах. Знать условные знаки карт и способы определения
расстояний;

владеть знаниями ориентирования с помощью
спортивной карты и движения по азимуту.

2

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные туристы краеведы» составлена в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.06.2024 № 7 «О
мероприятиях по профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и
новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2024-2025 годов».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»
Направленность программы – туристско-краеведческая. Данная программа
направлена на обучение детей с 11 до 13 лет с целью пробудить у обучающихся интерес к
туризму и краеведению. Программа направлена на вовлечение подростков в туристскокраеведческую деятельность.
Актуальность программы определяется необходимостью изучения начального уровня
туристско-краеведческой деятельности для освоения туристского и краеведческого минимума и
приобретения прочных навыков безопасного участия в туристских путешествиях. Туристская
деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, она
направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития,
способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Вовлечение учащихся в туристско-краеведческую деятельность позволяет педагогу решать
одновременно, в комплексе, вопросы обучения, воспитания, оздоровления, профессиональной
ориентации и социальной адаптации подростков, формирования навыков здорового образа жизни
и безопасности жизнедеятельности.
Освоение программы предполагает приобретение и развитие таких социально значимых
качеств учащихся, как: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность. Занятия в объединении
требуют систематической работы, в результате которой формируется отношение к труду как
социально и личностно значимой ценности. В условиях автономного существования туристской
группы, в походе учащиеся понимают, что только их труд лежит в основе успешного
преодоления маршрута.
Большую часть времени уделяется практическим занятиям, экскурсиям, походам и
соревнованиям на свежем воздухе. Регулярные занятия по общей и специальной физической
подготовке, походы способствуют закаливанию, укреплению здоровья, физическому
совершенствованию подростков.
Занятия в туристско-краеведческом объединении предполагают тесное сотрудничество на
всех стадиях занятий (подготовки, проведения и подведения итогов походов). Взаимовыручка,
как средство решения многих больших и маленьких проблем воспринимается юными туристами
как должное. Важно помнить, что дружба, сплоченность группы – одно из условий безопасности
её действий, принятия решений при условии заботы о благополучии всех членов группы,
самостоятельность с высокой степенью ответственности за безопасность собственную, и группы
в целом.
3

Коллективная деятельность в туристско-краеведческом объединении, в конечном итоге,
способствует быстрой адаптации учащихся к условиям социальной среды, к различным
социальным ситуациям, деятельности в микро- и макрогруппах; к культурным, психологическим
и социологическим факторам. При этом у учащихся развиваются личностные качества,
необходимые для работы в коллективе. В таких условиях у них укрепляется объективные
факторы самооценки; мотивация, направленная на самосовершенствование и самореализацию.
Цель: создание оптимальных условий для развития и самореализации школьников,
создание условий для формирования у учащихся ключевых компетенций: ценностно-смысловых,
учебно-познавательных, социокультурных, коммуникативных через включение их в учебную и
практико-ориентированную деятельность в области туризма и краеведения.
Задачи:
Предметные:
 расширять знания в области краеведения, отечественной истории, географии;
 учить школьников понимать и ценить обычаи, традиции и устои русского народа,
сохранять и продолжать традиции национальной духовности;

формировать навыки и умения безопасного нахождения в природной среде во время
походов и экскурсий;

учить рациональным приёмам преодоления естественных препятствий, ориентирования на
местности;

способствовать повышению общего уровня информационной культуры;

прививать умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе;

расширять знания учащихся по окружающему миру и экологии.
Метапредметные:

развивать мыслительную деятельность (сравнение, обобщение, анализ, синтез);

способствовать развитию устойчивого интереса к выбранной деятельности;

развивать творческую, познавательную и созидательную активность;

содействовать развитию психических процессов: памяти, внимания, воображения,
мышления;

развивать устную речь, умения выступать перед аудиторией.
Личностные:

формировать умения и навыки самостоятельной деятельности в туристской группе;

формировать навыки культуры общения и поведения в социуме;

формировать потребность бережного отношения к природе;

способствовать формированию навыков физической культуры и здорового образа жизни;

воспитывать патриотизм посредством занятия краеведением.
Новизна программы заключается в совмещении туризма, краеведения, активного отдыха
и позволяет по окончанию обучения подготовить ребёнка, заинтересованного в дальнейших
занятиях туризмом и краеведением.
Отличительные особенности программы:
построение программы позволяет учащимся выбрать уровень освоения программы,
определить перспективы дальнейших занятий по данной программе;
 комплексность программы – содержание каждого уровня общеобразовательной
(общеразвивающей) программы состоит из образовательных блоков:
– туризм;
– краеведение;
– топография и ориентирование;
– основы безопасности, основы гигиены, первая помощь пострадавшему;
– основы экологии;
– общая и специальная физическая подготовка;
– туристское многоборье.
Получение знаний и навыков направлены на развитие у учащихся интереса к туризму и
краеведению более длительное время. Закрепление теоретических знаний на практике во время
учебно-тренировочных выходов, сборов и походов, ведет к прочному усвоению материала.
4

Социальная ориентация программы позволяет по итогам учебной и творческой
деятельности использовать потенциал учащихся при подготовке и проведении соревнований и
массовых мероприятий, проводимыми Центром туризма и другими организациями.
Программа практико-ориентированная, даёт представление учащимся о специфике
туризма и краеведения, использовании приобретаемых навыков в будущих профессиях.
Педагогическая целесообразность данной программы определяется социальной
значимостью и направленностью на организацию социально полезной деятельности учащимися
объединения.
Адресат программы.Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 11 до 13
лет, без ограничений возможностей здоровья, проявляющим интерес к самодеятельным
туристским путешествиям и краеведению, 2 группы.
Количество обучающихся в группе – от 15 до 22 человек.
Форма обучения: очная
Уровень программы: стартовый
Форма реализации образовательной программы: сетевая
Организационная форма обучения: групповая.
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 2 раза в неделю по 45 минут в каждой
группе.
Основная организационная форма обучения – учебное занятие (теоретическое,
практическое, комбинированное). Кроме учебного занятия при реализации программы
используется большое разнообразие форм обучения: поход, соревнования, тренинг, занятие-игра,
урок-зачёт, эстафета ЗУН, турнир, экспедиция, консультация и др. Подбор форм организации
учебного занятия зависит от преобладания на занятии того или иного вида деятельности и вполне
соответствуют возрастным особенностям обучающихся (11-13 лет).
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных
материалов, использованием новейших методик и оборудования, современных информационных
технологий.
Практические занятия проводятся в помещении (в учебном классе, спортзале), на
местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке, в лесупри проведении экскурсий,
туристских мероприятий, во время участия в соревнованиях. В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных походах, учебнотренировочных лагерях, на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.
Особое внимание уделяется общей и специальной физической подготовке занимающихся
в объединении детей.
В конце обучения планируется проведение зачетного похода, или участие в многодневном
слете, соревнованиях, туристском лагере, сборах и т.п.
Приведенный в программе перечень практических занятий является примерным и может
быть изменен педагогом в зависимости от условий работы объединения.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
 словесный – беседа, обсуждение, рассказ;
 наглядный – показ презентаций;
 практический– самостоятельное выполнение заданий.
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:

объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;

репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;

исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы.
По логичности подхода:

аналитический – анализ этапов выполнения заданий.
Возможные формы проведения занятий:

на этапе изучения нового материала – объяснение, демонстрация;
5


на этапе практической деятельности – практическая работа;

на этапе освоения навыков – творческое задание, соревнования;

на этапе проверки полученных знаний – соревнование, походы, экскурсии.
Ожидаемым результатом реализации программы является формирование у учащихся в
области:
ценностно-смысловых компетенций:
−
умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных
представлений, умений и навыков;
−
умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия,
осуществлять самостоятельные действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых
установок;
−
умение осуществлять индивидуальную образовательную деятельность (траекторию) с
учетом общих требований и норм;
учебно-познавательных компетенций:

умение ставить цель и организовывать процесс её достижения;

уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебнопознавательной деятельности;

владеть техникой и тактикой пешеходного туризма, ориентирования на местности;

владеть навыками исследовательской деятельности в области краеведения и
экологического окружения;

умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с использованием
компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

умение видеть красоту окружающего мира;

умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
социокультурных компетенций:

уметь определять свое место и роль, систему взаимоотношения в окружающем мире: в
семье, в классе, туристском объединении;

владеть культурными нормами и традициями родного края, России;

иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

иметь
осознанный
опыт
жизни
в
многонациональном,
многокультурном,
многоконфессиональном обществе;
коммуникативных компетенций:
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях
общения, умениями искать и находить компромиссы;
владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением,
уметь задать вопрос, корректно вести диалог;
информационных компетенций:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками,
справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями,
Интернетом;
самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для
решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать
её;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии:
аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
природоведческих и здоровье сберегающих компетенций:
знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях в природной,
техногенной и социальной средах;
знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье,
личной безопасности; владеть способами оказания первой помощи;
иметь физическую и техническую подготовку, и умение использовать их в походах и на
соревнованиях.

6

Мониторинг образовательных результатов
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе
имеет три основных критерия:
1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии, способов и
типовых решений в сфере туризма и краеведения.
2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность ценностных
ориентаций в сфере общения.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере туризма и краевединия– определяется как
интерес обучающегося к кружковым занятиям.
Способы определения результативности реализации программы и формы подведения
итогов реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности усвоения
программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого
обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль успеваемости носит
безотметочный характер и служит для определения педагогических приемов и методов для
индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде
конкурсов и представления практических результатов выполнения заданий. Конкретные
проверочные задания разрабатывает педагог с учетом возможности проведения промежуточного
анализа процесса формирования компетенций.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения
раздела, темы или в конце определенного периода обучения.
Формы контроля: педагогическое наблюдение за ходом выполнения практических
заданий, выступление.
Итоговая аттестация – проводится педагогом с целью оценки качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы после
завершения ее изучения.
В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность освоения
программы.
Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Критерии оценивания сформированности компетенций
Уровень
Описание поведенческих проявлений
1 уровень Обучающийся не владеет навыком, не понимает его важности, не
недостаточный
пытается его применять и развивать.
2 уровень –
Обучающийся находится в процессе освоения данного навыка.
развивающийся
Обучающийся понимает важность освоения навыков, однако не всегда
эффективно применяет его в практике.
3 уровень –
Обучающийся полностью освоил данный навык.
опытный
Обучающийся эффективно применяет навык во всех стандартных,
пользователь
типовых ситуациях.
4 уровень –
Особо высокая степень развития навыка.
продвинутый
Обучающийся способен применять навык в нестандартных ситуациях
пользователь
или ситуациях повышенной сложности.
5 уровень –
Уровень развития навыка, при котором обучающийся становится
мастерство
авторитетом и экспертом в среде сверстников. Обучающийся способен
передавать остальным необходимые знания и навыки для освоения и
развития данного навыка.

7

Таблица 2
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
Результат
программы
Высокий уровень
Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
отличное знание теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в качественный продукт
Средний уровень
Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
хорошее знание теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в продукт, требующий незначительной
доработки
Низкий уровень
Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное знание теоретического материала, практическая работа
не соответствует требованиям

8

Знания, умения и навыки при завершении обучения
№

Название разделов и
тем

Знания

Умения и навыки

1.Основы туристской подготовки
1.1
1.2

1.3

1.4

1.5

Туристские
путешествия, история
развития туризма
Туристское
снаряжение

Знать основные сведения по истории развития
туризма в России.

Уметь работать с различной информацией, уметь подготовить
краткое сообщение.

Знать требования, предъявляемые к туристскому
снаряжению.

Уметь составить список необходимого снаряжения. Владеть
навыками укладки рюкзака и ухода за снаряжением.
Уметь выбрать место для привала, бивака. Самостоятельно
организовать работу по развертыванию и свертыванию лагеря.
Владеть навыками установки палатки, заготовки дров, разведения
костра.
Уметь составить меню и список продуктов, подготовить их к
транспортировке. Владеть навыками приготовления пищи костре.

Организация
туристского быта

Знать основные требования по организации
туристского быта.

Питание в походе

Знать основные требования к продуктам, используемым в походе.

Подготовка и
организация
туристского
путешествия

Знать порядок подготовки и организация
туристского путешествия.

Владеть навыками сбора сведений о районе похода, составления
плана-графика движения. Уметь составить план подготовки похода,
подготовить снаряжение для похода.
Уметь безопасно организовать свой быт в походных условиях.
Владеть основными правилами движения группы на маршруте.
Самостоятельно организовать работу по развертыванию и
свертыванию лагеря. Применять навыки, полученные на занятиях
по туризму.

1.6

Учебно-тренировочные Знать правила движения в походе, преодоление
походы
препятствий.

1.7

Физическая подготовка
туриста

Понимать значение регулярной физической
подготовки

Выполнять нормативы по физ. подготовке

Самостоятельная
работа.

Знать методы обработки различной информации.

Уметь обрабатывать собранный материал, выполнять поставленные
задачи. Уметь подготовить мини-доклад, выполнять практические
задания.

Географическое
положение, природные
условия и ресурсы края
История и культура
края

Знать основные сведения о климате, рельефе,
полезных ископаемых, водных ресурсах, растительном и животном мире родного края
Владеть основными сведениями по истории и
культуре своего края.

1.8

2. Краеведение
2.1
2.2

Уметь подготовить краткое сообщение о природе родного края
(климат, рельеф, полезные ископаемые, водных ресурсы,
растительность, животный мир).
Умение подготовить краткое сообщение по истории, культуре
своего населенного пункта и своего края.
39

2.3

2.4
2.5
2.6

2.7

Основные ремесла
родного края.
Промыслы края.
Традиции и обычаи.

Владеть основными сведениями о народных
промыслах Лесного района

Иметь навыки работы с глиной и др.

Туристские
возможности края

Владеть основной информацией о памятниках
истории, культуры и природы Лесного района.

Уметь показать на карте основные памятники истории, культуры и
природы родного края

Родословие- наши
корни
Этнопсихологические
особенности русской
национальной игрушки
Самостоятельная
работа.

Знать историю своей семьи.

Уметь составить генеалогическое древо своей семьи.

Знать историю игрушечного промысла,
особенности русской национальной игрушки

Уметь изготавливать народную куклу

Знать методы и правила сбора и обработки
краеведческого материала, методы обработки
различной информации.

Уметь обрабатывать собранный материал, выполнять поставленные
задачи. Уметь подготовить мини-доклад, выполнять практические
задания.

3. Топография и ориентирование
3.1

Топография

Владеть знаниями о топографической и
спортивной картах. Знать условные знаки карт.

Ориентирование.
Знать устройство компаса. Владеть знаниями
ориентирования и порядком действий в случае
потери ориентировки.

3.2

Уметь определять масштаб и расстояние по картам. Иметь навыки
копирования маршрута на кальку. Иметь навыки чтения карты,
определения рельефа по горизонталям
Иметь навыки измерения и построения азимутов. Иметь навыки
выполнения четырех действий с компасом. Уметь двигаться по
азимуту с помощью компаса. Владеть навыками определения
сторон горизонта по небесным светилам и местным предметам.
Уметь определять направления выхода в случае потери
ориентировки

4. Основы безопасности. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему
4.1

Техника безопасности
при проведении
занятий, походов,
экскурсий

Знать меры безопасности при проведении тренировочных занятий и в походе, правила дорожного
движения, основные правила пожарной
безопасности.

4.2

Правила санитарии и
гигиены.

Знать правила санитарии и гигиены.

4.3

Основные приёмы
оказания первой
доврачебной помощи

Знать правила оказания первой помощи. Владеть
основной информацией о лекарственных
препаратах.

Владеть навыками безопасности на занятиях, в походе и на
экскурсии, вязать узлы: прямой, стремя, схватывающий,
контрольный. Владеть навыками передвижения в группе на
маршруте.
Владеть навыками соблюдения гигиенических норм. Уметь
выполнять комплекс утренней физической зарядки, процедур
закаливания. Уметь укомплектовать медицинскую (групповую и
личную) аптечки на поход выходного дня и многодневный поход.
Владеть способами оказания первой помощи при укусах насекомых
и пресмыкающихся, при тепловом и солнечном ударе, ожогах.
Уметь собирать индивидуальную аптечку.
40

4.4

Лесная аптека

Знать лекарственные растения, ядовитые
растения и грибы.

Уметь отличать ядовитые растения от съедобных. Иметь навыки
сбора и применения лекарственных растений

5. Основы экологии
5.1

Наша планета- Земля

5.2

Туризм и охрана
природы.

5.3

Наблюдения в природе

Знать строение Солнечной системы. Владеть
основной информацией о биосфере.
Владеть основной информацией о природных
ресурсах Тверского края. Знать виды
природоохранной деятельности школьников.
Знать правила метеонаблюдений, признаки
изменения погоды.

Владеть способами наблюдения за звездным небом. Умение
проводить экологические игры и викторины.
Уметь изготавливать и правильно развешивать кормушки для птиц.
Участвовать в экологических акциях.
Уметь вести наблюдения за признаками изменения погоды в
природе. Уметь вести дневник наблюдений.

6. Туристское многоборье
6.1

Туристские слеты и
соревнования

Владеть знаниями по подготовке и проведению
туристских соревнований. Знать виды туристских
соревнований

6.2

Основы техники
пешеходного туризма

Знать меры безопасности при проведении тренировочных занятий и в походе. Знать туристские
узлы.

Принять участие в туристских соревнованиях в качестве участника.
Владеть навыками командной работы на этапах соревнований по
пешеходному туристскому многоборью.
Владеть навыками использования специального туристского
снаряжения. Вязать узлы: прямой, стремя, схватывающий,
контрольный. Владеть навыками передвижения в группе по
различному равнинному рельефу, растительности, преодоления
несложных естественных препятствий.

41















По итогам освоения программы учащиеся приобретут следующие результаты:
Личностные:
смогут проявлять самостоятельную деятельность в туристской группе;
получат навыки культуры общения и поведения в социуме;
научатся проявлять активность и готовность к выдвижению идей и предложений;
получат навыки здорового образа жизни.
Метапредметные:
смогут продемонстрировать навыки планирования, анализа и самооценки своей учебнопознавательной деятельности;
научатся выделять главное, понимать творческую задачу;
будет развит устойчивый интерес к туризму и краеведению;
приобретут навыки работы с различными источниками информации;
приобретут навыки публичных выступлений и смогут повысить информационную культуру.
Предметные:
получат навыки целеполагания;
получат навыки и умения безопасного нахождения в природной среде во время
соревнований, походов, экспедиций;
будут знать приёмы преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности;
приобретут навыки чтения туристских карт и условных обозначений.
2. Содержание программы
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№
п/п

Название раздела, темы

1

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.
Техника безопасности

2

1

1

2

Основы туристической подготовки

30

9

21

3

Краеведение

10

4

6

4

Топография и ориентирование

6

2

4

5

Основы безопасности

4

2

2

6

Основы гигиены, первая помощь
пострадавшему

8

2

6

7

Основы экологии

6

2

4

8

Туристическое многоборье

6

0

6

9

Итого

72

22

50

2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

Название раздела, темы

1

Вводное занятие.
Техника безопасности

2

Основы туристической
подготовки

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Беседа, педагогическое
наблюдение

21

Тестирование, устный
опрос, кроссворды, ребусы,
игра, анкетирование,
собеседование, сдача
нормативов, соревнования,
поход, отчёт о походе,
контрольные упражнения

30

9

3

Краеведение

10

4

6

Тестирование, устный
опрос, ребусы, кроссворды,
мини-доклады, творческий
отчёт, защита презентаций

4

Топография и
ориентирование

6

2

4

Наблюдение, обсуждение,
корректировка

5

Основы безопасности

4

2

2

Тестирование, устный
опрос, наблюдение,
контрольные упражнения

6

Основы гигиены, первая
помощи пострадавшему

8

2

6

Тестирование, устный
опрос, наблюдение,
контрольные упражнения

7

Основы экологии

6

2

4

Викторины, кроссворды,
ребусы, наблюдение, минидоклады

8

Туристическое многоборье

6

0

6

Учебно-тренировочный
поход, экскурсии,
контрольные упражнения

9

Итого

72

22

50

2.3 Календарно-тематический план-график проведения занятий
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юные туристы - краеведы» (1 группа)
Педагог: Михайлова Наталья Викторовна
Дата
№
Дата по
запланирова
п/п
факту
нная

Название темы

12

20.11.2025

13
14
15
16
17

27.11.2025
04.12.2025
11.12.2025
18.12.2025
25.12.2026

18

15.01.2026

Вводное занятие. Техника безопасности
Туристские путешествия, история развития
туризма
Туристское снаряжение
Туристское снаряжение
Организация туристского быта
Организация туристского быта
Организация туристского быта
Питание в походе
Питание в походе
Подготовка и организация туристического
путешествия
Подготовка и организация туристического
путешествия
Подготовка и организация туристического
путешествия
Учебно-тренировочные походы
Учебно-тренировочные походы
Физическая подготовка туриста
Самостоятельная работа
История и культура края
Памятники истории, культуры и природы
Лесного района.

19

22.01.2026

Памятники истории, культуры и природы
Лесного района.

20

29.01.2026

21
22
23
24

05.02.2026
12.02.2026
19.02.2026
26.02.2026

25

05.03.2026

26

12.03.2026

27

19.03.2026

28

26.03.2026

29

02.04.2026

1

04.09.2025

2

11.09.2025

3
4
5
6
7
8
9

18.09.2025
25.09.2025
02.10.2025
09.10.2025
16.010.2025
23.10.2025
30.10.2025

10

06.11.2025

11 13.011.2025

Основные ремесла родного края. Промыслы
края.
Родословие- наши корни
Топография
Ориентирование
Ориентирование
Техника безопасности при проведении занятий,
походов, экскурсий
Техника безопасности при проведении занятий,
походов, экскурсий
Правила санитарии и гигиены
Основные приемы оказания первой
доврачебной помощи
Основные приемы оказания первой
доврачебной помощи

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Примечание

30
31
32
33
34
35
36
37

09.04.2026
16.04.2026
23.04.2026
30.04.2026
07.05.2026
14.05.2026
21.05.2026
28.05.2026

Лесная аптека
Наша планета-Земля
Туризм и охрана природы
Наблюдения в природе
Основы техники пешеходного туризма
Туристские слеты и соревнования
Туристские слеты и соревнования

2
2
2
2
2
2
2
2

Итоговое занятие
2.4 Календарно-тематический план-график проведения занятий
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Юные туристы - краеведы» (2 группа)
Педагог: Михайлова Наталья Викторовна
Дата
№
Дата по
запланирова
п/п
факту
нная

Название темы

1

03.09.2025

2

10.09.2025

3
4
5
6
7
8
9

17.09.2025
24.09.2025
01.10.2025
08.10.2025
15.10.2025
22.10.2025
29.10.2025

10

05.11.2025

11

12.11.2025

12

19.11.2025

13
14
15
16
17

26.11.2025
03.12.2025
10.12.2025
17.12.2025
24.12.2025

18

14.01.2026

Вводное занятие. Техника безопасности
Туристские путешествия, история развития
туризма
Туристское снаряжение
Туристское снаряжение
Организация туристского быта
Организация туристского быта
Организация туристского быта
Питание в походе
Питание в походе
Подготовка и организация туристического
путешествия
Подготовка и организация туристического
путешествия
Подготовка и организация туристического
путешествия
Учебно-тренировочные походы
Учебно-тренировочные походы
Физическая подготовка туриста
Самостоятельная работа
История и культура края
Памятники истории, культуры и природы
Лесного района.

19

21.01.2026

Памятники истории, культуры и природы
Лесного района.

20

28.01.2026

21
22
23

04.02.2026
11.02.2026
18.02.2026

Основные ремесла родного края. Промыслы
края.
Родословие- наши корни
Топография
Ориентирование

Кол-во
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Примечание

24

25.02.2026

25

04.03.2026

26

11.03.2026

27

18.03.2026

28

25.03.2026

29

01.04.2026

30 08.04.2026
31 15.04.2026
32 22.04.2026
33 29.04.2026
34 06.05.2026
35 13.05.2026
36 20.05.2026
37 27.05.2026

Ориентирование
Техника безопасности при проведении занятий,
походов, экскурсий
Техника безопасности при проведении занятий,
походов, экскурсий
Правила санитарии и гигиены
Основные приемы оказания первой
доврачебной помощи
Основные приемы оказания первой
доврачебной помощи
Лесная аптека
Наша планета-Земля
Туризм и охрана природы
Наблюдения в природе
Основы техники пешеходного туризма
Туристские слеты и соревнования
Туристские слеты и соревнования
Итоговое занятие.

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2.5 Календарный учебный график реализации программы
Количество
Количество часов
Год
учебных
Название раздела,
Даты начала и Продолжитель
обучени
модуля, темы
окончания
ность каникул
теори практи
я
всего
недель дней
я
ка
01.09.
12 дней,
«Юные туристы 1
72
22
50
36
72
2025-29.05.
31.12.2025краеведы» 1 группа
2026
29.05.2026
01.09.
12 дней,
«Юные туристы 1
72
22
50
36
72
2025-29.05.
31.12.2025краеведы» 1 группа
2026
29.05.2026
3. Организационно-педагогические условия реализации
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МОУ Лесная СОШ.
Для занятий необходимо помещение – учебный кабинет, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
Наименование
Кабинет для занятий
Ученические столы
Ученические стулья
Стол для учителя
Стул для учителя
ноутбук
мышь
Интерактивная панель

Количество
Профильное оборудование
1
8
15
1
1
Компьютерное оборудование
1
1
Презентационное оборудование
1

Доска
Офисное ПО
Антивирус

1
Программное обеспечение
1
1
Туристское снаряжение

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Палатки туристские
Тенты для палаток (верхние и нижние)
Колышки, стойки для палаток
Топор в чехле
Пила двуручная в чехле
Каны (котлы) туристские
Тент хозяйственный
Клеенка кухонная
Комплект посуды для приготовления пищи
Рукавицы костровые (брезентовые)
Спальники
Коврики
Рюкзаки
Секундомер
Компас жидкостный
Аптечка медицинская в упаковке
Ремонтный набор в упаковке
Лопата саперная в чехле
Комплект веревок основных
Комплект веревок вспомогательных
Система страховочная
Карабин туристский
Призмы для ориентирования на местности
Рулетка 15–20 м

2 шт.
2 шт.
12 шт.
1 шт.
1 шт.
4 шт.
1 шт.
2 шт.
1 шт.
2 шт.
6 шт.
6 шт.
6 шт.
2 шт.
6 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
6 шт.
12 шт.
12 шт.
1 шт.

3.2 Информационное обеспечение
Информационное обеспечение программы
Для информационного обеспечения программы в кабинете имеется аудио, видео
оборудование, возможность выхода в интернет.
Программа адаптирована для реализации в условиях временного ограничения
(приостановки) по санитарно-эпидемиологическим и другим основаниям. Для непрерывной
реализации программы учащимся предлагаются занятия в дистанционном формате.
Интернет-ресурсы:
Адрес группы Д/О «Туристы-краеведы» в ВК -https://vk.com/club199490038
Туристская подготовка:
«История развития туризма в России» https://studbooks.net/741925/turizm/istoriya_razvitiya_turizma_rossii
«Туристское снаряжение» - https://hendmeid24.ru/interesnoe/snaryazhenie-dlya-pohoda
«Снаряжение для походов» - https://www.youtube.com/watch?v=zTDApK2Qjkk&t=6s
«Особенности личного снаряжения» -https://www.youtube.com/watch?v=-R76qNYGNOo
«Сборка рюкзака. Подгонка рюкзака по спине» - https://www.youtube.com/watch?v=UxZsNFQ9Hs
«Виды костров» - https://www.youtube.com/watch?v=9XB3CYye_2Q&t=2s

«Организация туристского быта» https://vk.com/doc379419075_576892152?hash=960d921453669db95b&dl=80ef0ab253b6c192dc
«Типы костров» https://vk.com/doc379419075_577315299?hash=8feefc50a1286c45af&dl=0d2bab968e8167c363
«Питание в походе» https://vk.com/doc379419075_578553312?hash=dcbee8e5f1ee23e52e&dl=f6942b81f3442c89c7
«Физическая подготовка к походу» - https://kuluarpohod.com/articles/snaryaga-vpohod/fizicheskaya-podgotovka-k-pohodu/
«Физическая подготовка» - https://www.youtube.com/watch?v=sqP2RuuxJcM&t=2s
«Общая и специальная физическая подготовка. Комплекс упражнений для увеличения
эластичности мышц» -https://www.youtube.com/watch?v=UiERu2yeToY&t=2s
Топография:
«Базовые упражнения для мелкой моторики» https://www.youtube.com/watch?v=0X52VjxBvuw&t=7s
«Спортивное ориентирование» https://www.youtube.com/watch?v=gEu1h_QqnaE_
«Топография условные знаки и обозначения»
https://hungry-bags.ru/tysyacha/topografiya-uslovnye-znaki-i-oboznacheniya-topograficheskie-znakidlya/
Основы безопасности. Основы гигиены, первая помощь пострадавшему:
Презентация «Оказание первой доврачебной помощи в походе» - https://nsportal.ru/kotova-elenamihaylovna
«Первая доврачебная помощь» -https://vk.com/club193805728?w=wall-193805728_58%2Fall
«ПМП при кровотечениях и травмах» - https://www.youtube.com/watch?v=rMd-XGf5jXc
«Лекарственные растения» -https://www.kp.ru/putevoditel/zdorove/lekarstvennye-rasteniya/
«Ядовитые грибы и растения» - https://78.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/3826345
Основы экологии:
Презентация «Наша планета-Земля»
https://vk.com/doc379419075_591106254?hash=86f4e2068ff538f7b4&dl=349952dc710b3e7d6b
Природные комплексы (видеоуроки): https://www.youtube.com/watch?v=F2GVqjHqtWk
https://www.youtube.com/watch?v=EO1ouUnsB9k
https://www.youtube.com/watch?v=ML2nAFk0lRA
https://www.youtube.com/watch?v=DTk6dNku5jM
https://www.youtube.com/watch?v=me6k8xJCkDw
Видео-урок «Воздействие человека на природу» https://www.youtube.com/watch?v=-FRHixI7hik
Видео-памятка «Твой вклад в защиту окружающей среды»
https://www.youtube.com/watch?v=hRAqE1I-AAI&t=172s
Туристское многоборье:
«Туристские слёты и соревнования» - https://www.youtube.com/watch?v=FdDh68VyVLI
«Техника пешеходного туризма» - http://jijiji.ru/texnika-peshexodnogo-turizma/
«Индивидуальные страховочные системы - https://www.youtube.com/watch?v=RJoBSD9ZdTU
«Спортивные узлы» - https://www.youtube.com/watch?v=xlBqjwxrsnw&t=2s«Карманный
справочник туриста» - https://tourlib.net/books_tourism/spravochnik04.htm
3.3 Использование дистанционных образовательных технологий при реализации
программы
3.4 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог Михайлова Наталья Викторовна, имеющий высшее
профессиональное по профилю педагогической деятельности образование.
3.5 Методическое обеспечение
Особенности организации образовательной деятельности:
Организация образовательного процесса — очная, группы постоянного состава.

Принципиальным значением для реализации программы является практикоориентированный подход и психологическое обеспечение процесса обучения, тренировок.
Ведущая форма в работе с детьми – организация тренировок, походов и экскурсий в
естественных условиях. Общая деятельность педагога и воспитанников порождает высшую
форму взаимодействия – сотрудничество, которое характеризуется постоянством,
разнообразием деловых контактов; реальным позитивным влиянием друг на друга,
взаимопониманием, взаимоуважением, доверием; готовностью оказать помощь друг другу.
Процесс обучения детей в объединении можно разделить на три взаимосвязанные
этапа, на каждом из которых решаются свои специфические задачи:
Первый этап – информационно-познавательный. Учащиеся на этом этапе знакомятся
с разнообразным миром туристско-краеведческой деятельности, овладевают основами
туристских и краеведческих знаний.
Второй этап – операционно-деятельностный, на котором формируется умение
учащихся самостоятельно выполнять определенные задачи, поставленные педагогом:
самостоятельное выполнение обязанностей в группе по определенным должностям, разбивка
бивака, умение работать с источниками, проводить наблюдения и т.п. Этот этап направлен на
раскрытие внутреннего потенциала учащихся: развитие коммуникативных качеств личности,
приобретение уверенности в себе, общение на уровне приобретенных знаний, стремление
работать творчески.
Третий этап – практико-ориентационный. Результатом его является овладение
спецификой работы и практическая деятельность. Этот этап направлен на
совершенствование приобретенных навыков и профессиональную ориентацию.
Практические занятия строятся от «простого» к «сложному» и предполагают
постепенное расширение и углубление знаний, развитие туристских навыков и умений.
Программа составлена таким образом, чтобы учащиеся смогли овладеть всем комплексом
знаний по основам туристской подготовки, общей физической подготовки, истории родного
края, экологии, медицине.
Методы обучения:
1.
объяснительно-иллюстративный метод;
2.
репродуктивный метод;
3.
метод проблемного изложения;
4.
частично-поисковый или эвристический метод;
5.
исследовательский метод,
которые последовательно предполагают повышение степени активности и самостоятельности в
деятельности обучаемых.
Для повышения результативности и эффективности образовательного процесса
используются следующие методы и принципы обучения:
На этапе изучения нового материала используются следующие методы: объяснение,
рассказ, беседа, дискуссия.
На этапе закрепления изученного материала используются упражнение, практическая
работа, походы, учебно-тренировочные сборы.
На этапе повторения изученного — наблюдение, устный контроль (опрос, игры, викторины),
тестирование.
На этапе проверки полученных знаний — выполнение контрольных заданий,
категорийные походы, защита творческих работ.
Формы организации образовательного процесса
Форма организации образовательного процесса – групповая. На этапе продвинутого
уровня возможна индивидуальная работа или работа в малых группах. На данном этапе
учащийся может выступать в роли наставника для учащихся ознакомительного или базового
уровней.
Формы организации учебного занятия:

- комплексное занятие (теоретическое и практическое); беседа, упражнение, минисоревнования в группе, экскурсия и поход, творческий проект, учебный проект, социальный
проект.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение
всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях,
умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития
детей. Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии,
определяющие развитие творческих способностей у обучающихся: соответствия результатов
освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.
Результатом усвоения обучающимися программы являются: формирование системы
знаний, умений и навыков; развитие интересов детей, общих и специальных способностей.
Учебно-методические средства обучения:

учебно-методические пособия для педагога и обучающихся.
Педагогические технологии, применяемые в программе
Название
№
Цель
применения Результат
применения
образовательной
п/п
образовательной технологии
образовательной технологии
технологии
На занятиях применяется принцип
Технология
- поиск на занятиях различных обучения на высоком уровне
развивающего
1
способов
решения
учебно- трудности, быстрыми темпами,
обучения
тренировочных задач.
ведущая
роль
отведена
практическим знаниям и умениям
Игровая форма занятий создается
- мотивация детей к активному при помощи игровых приемов и
движению;
ситуаций,
выступающих
как
2
Игровые технологии
- оптимизация образовательного средство
побуждения,
процесса.
стимулирования
к
учебной
деятельности.
мотивация
учащихся
к
Технология
усвоению
преподаваемого Походы
выходного
дня,
3
коллективноговзаимоо
материала через передачу его категорийные походы
бучения
своим сверстникам.
Технология
исследовательскоразвитие
свободной Конференции,
выступления
с
4
проектной
творческой личности ребенка.
докладами по защите проекта
деятельности
Дидактические материалы
Дидактические материалы включают в себя раздаточные материалы
(топографические знаки, карты Тверской области, Лесного МО и мест предполагаемых походов
и экскурсий, инструкционные материалы и т.д.), задания и упражнения по различным темам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».