волшебный сундучок 2025-2026 г.

Информационная карта программы

Наименование
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Волшебный
сундучок»

Направленность

художественная

Разработчик программы

Михайлова Наталья Викторовна

Общий объем часов по
программе

36 часов

Форма реализации

очная

Целевая категория
обучающихся

Обучающиеся в возрасте 7-14 лет

Аннотация программы

Содержание программы адаптировано к
потребностям детей с ограниченными
возможностями здоровья и направлено на
развитие
познавательных
процессов,
на создание первоначальных основ в области
декоративно-прикладного
творчества,
развитие
познавательного
интереса,
творческих способностей учащихся с учетом
уровня их возможностей.
По итогам обучающиеся научатся:
 технологическому процессу изготовления
поделок;
 соблюдать правила безопасного труда при
работе с различными инструментами
ручного труда, соблюдая правила техники
безопасности;
 уметь планировать свои действия с
помощью педагога;
 организовывать совместную деятельность
с педагогом и сверстниками.

Планируемый результат
реализации программы

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный
сундучок» составлена в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ»
Направленность программы – художественная. Содержание программы
адаптировано к потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и
направлено на развитие познавательных процессов, на создание первоначальных основ в
области декоративно-прикладного творчества, развитие познавательного интереса,
творческих способностей учащихся с учетом уровня их возможностей.
Программа направлена на успешную социализацию и адаптацию детей в условиях
инклюзивного образования.
Актуальность программы Вовлечение детей с ограниченными возможностями
здоровья в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать
проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса
неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития.
Цель реализации программы: получение первоначальных знаний, приобретение
практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие
художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
Обучающие:
 освоение приёмов и способов работы с различными материалами и
инструментами, обеспечивающими изготовление поделок;
 совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами
и приспособлениями при обработке различных материалов;
 обучить технологиям различных видов рукоделия.
Развивающие:
 развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического
отношения к природному окружению;
 развитие мелкой моторики рук;
 развитие креативного мышления;
 развитие воображения, представления, глазомера, эстетического вкуса, чувства
меры.
Воспитательные:
 воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
 воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
 развитие коммуникативных способностей.
Новизна программы. Программа опирается на принципы жизненной
определенности, доступности, здоровье сбережения, наглядности, активности и

направлена на творческую реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую
очередь декоративную и творческую деятельности. Основная цель данного подхода
состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и
самопознания.
Отличительной особенностью является ее адаптированность под детей с
ограниченными возможностями здоровья. Программа ориентирована на создание условий
для творческого развития личности учащихся. Изучение различных приемов декоративноприкладного творчества на основе применения арт-терапии, трудотерапии (методика
лечения при помощи художественного творчества, трудовой деятельности) направлено на
повышение уверенности детей в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать
образовательную деятельность с полным учетом этих особенностей.
Функции программы
Образовательная функция заключается в организации обучения детей различным
видам техники декоративно-прикладного творчества в рамках данной программы.
Компенсаторная функция программы реализуется посредством чередования
различных видов деятельности обучающихся, характера нагрузок, темпов осуществления
деятельности.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что каждый
обучающийся ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия с другими
участниками программы, преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая
успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный способ самореализации, успешного
существования в реальном мире.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7
до 14 лет с ОВЗ, проявляющих интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Количество обучающихся в группе – от 10 до 18человек.
Форма обучения: очная.
Уровень программы: стартовый.
Форма реализации образовательной программы: сетевая.
Организационная форма обучения: групповая.
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
 словесный – беседа, обсуждение, рассказ;
 наглядный – показ презентаций;
 практический– самостоятельное выполнение заданий.
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:

объяснительно-иллюстративные –
обучающиеся
воспринимают
и
усваивают готовую информацию;

репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;

исследовательский – овладение обучающимися методами научного
познания, самостоятельной творческой работы.
По логичности подхода:

аналитический – анализ этапов выполнения заданий.
Возможные формы проведения занятий:

на этапе изучения нового материала – объяснение, демонстрация;

на этапе практической деятельности – практическая работа;

на этапе освоения навыков – творческое задание;

на этапе проверки полученных знаний – выставка.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

развитие
любознательности,
сообразительности
при
выполнении
разнообразных заданий;


развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение принимать и сохранять учебную задачу;

умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения
цели;

умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение
этой цели;

способность адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников;

умение различать способ и результат действия;

умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата
решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;

способность проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;

умение осваивать способы решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;

умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо
замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;

умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений
об объекте;

умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение выслушивать собеседника и вести диалог;

способность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;

умение планировать учебное сотрудничество с педагогом-наставником и
сверстниками: определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.
Компетентностныйподход реализации программы позволяет осуществить
формирование у обучающегося как личностных, так и профессиональноориентированных компетенций через используемые формы и методы обучения,
нацеленность на практические результаты.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:
универсальные компетенции:
−
умение ставить вопросы, выбирать наиболее эффективные решения задач в
зависимости от конкретных условий;
−
проявление технического мышления, познавательной деятельности,
творческой инициативы, самостоятельности;

−
способность творчески решать технические задачи;
−
способность правильно организовывать рабочее место и время для
достижения поставленных целей.
предметные результаты:
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
 разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок.
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
 работать с пластилином, различными видами бумаги, рисовать.
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
 различными техниками работы с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе.
Мониторинг образовательных результатов
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной
программе имеет три основных критерия:
1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии, способов и
типовых решений в сфере декоративно-прикладного творчества.
2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность
ценностных ориентаций в сфере общения.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере декоративно-прикладного
творчества – определяется как интерес обучающегося к кружковым занятиям.
Способы определения результативности реализации программы и формы
подведения итогов реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности усвоения
программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами
каждого обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль
успеваемости носит безотметочный характер и служит для определения педагогических
приемов и методов для индивидуального подхода к каждому обучающемуся,
корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде
конкурсов и представления практических результатов выполнения заданий. Конкретные
проверочные задания разрабатывает педагог с учетом возможности проведения
промежуточного анализа процесса формирования компетенций.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения
раздела, темы или в конце определенного периода обучения.
Формы контроля: педагогическое наблюдение за ходом выполнения практических
заданий, выставка, конкурс.
Итоговая аттестация – проводится педагогом с целью оценки качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
после завершения ее изучения.
В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность
освоения программы.
Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Критерии оценивания сформированности компетенций
Уровень
Описание поведенческих проявлений
1 уровень Обучающийся не владеет навыком, не понимает его важности, не
недостаточный
пытается его применять и развивать.
2 уровень –
Обучающийся находится в процессе освоения данного навыка.
развивающийся
Обучающийся понимает важность освоения навыков, однако не
всегда эффективно применяет его в практике.
3 уровень –
Обучающийся полностью освоил данный навык.
опытный
Обучающийся эффективно применяет навык во всех

пользователь
4 уровень –
продвинутый
пользователь
5 уровень –
мастерство

стандартных, типовых ситуациях.
Особо высокая степень развития навыка.
Обучающийся способен применять навык в нестандартных
ситуациях или ситуациях повышенной сложности.
Уровень развития навыка, при котором обучающийся становится
авторитетом и экспертом в среде сверстников. Обучающийся
способен передавать остальным необходимые знания и навыки
для освоения и развития данного навыка.
Таблица 2
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
Результат
программы
Высокий уровень
Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
отличное знание теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в качественный продукт
Средний уровень
Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
хорошее знание теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в продукт, требующий незначительной
доработки
Низкий уровень
Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное знание теоретического материала, практическая работа
не соответствует требованиям
2. Содержание программы
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п

Название раздела, модуля,
темы

1

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. ТБ при работе
с инструментами

1

1

-

2

Изготовление поделок из
пластилина

13

1

12

3

Работа с бумагой и картоном

13

1

12

4

Изготовление сувениров

8

0

8

5

Итоговое занятие

1

0

1

36

3

34

Итого

№
п/п
1

2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
в том числе
Кол-во
Наименование раздела, модуля, темы
прак
часов,
теория
тика
всего
Вводное занятие, ТБ при работе с
инструментами

1

1

-

2

Изготовление поделок из пластилина

13

1

12

3

Работа с бумагой и картоном

13

1

12

4

Изготовление сувениров

8

0

8

5

Итоговое занятие

1

0

1

36

3

33

Итого

Форма
аттестации/
контроля
Вводная, тест
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Проведение
игры,
наблюдение

2.3 Календарно-тематический план-график проведения занятий
Форма
Дата
Кол-во организации
№
Дата по
обучения Примечани
проведения
Тема занятия
часов,
п/п
факту
е
занятия
всего
практик
теория
а
1

05.09.2025

2

12.09.2025

3

19.09.2025

4

26.09.2025

5

03.10.2025

6

10.10.2025

7
8
9
10

17.10.2025
24.10.2025
31.10.2025
07.11.2025

11

14.11.2025

12

21.11.2025

13

28.11.2025

14
15

05.12.2025
12.12.2025

Вводное занятие, ТБ при работе с
инструментами
Работа с пластилином.
Способы работы с пластилином.
Работа с пластилином.
«Весёлый снеговик»
Работа с пластилином.
«Динозаврик»
Работа с пластилином.
Изделие «Семейка грибов»
Работа с пластилином.
«Композиция»
Работа с пластилином. Цыпленок
Работа с пластилином. Курочка
Работа с пластилином. Техника
Работа с пластилином. Слоненок
Работа с пластилином.
Жар-птица картина
Работа с пластилином.
Сова картина
Работа с пластилином.
Зимний пейзаж - картина
Работа с пластилином. Зебра
Работа с пластилином.

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
1
1
1

0
0
0
0

1
1
1
1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
1

0
0

1
1

16

19.12.2025

17

26.12.2025

18

16.01.2026

19

23.01.2026

20

30.01.2026

21

06.02.2026

22

13.02.2026

23

20.02.2026

24

27.02.2026

25

06.03.2026

26

13.03.2026

27

20.03.2026

28

27.03.2026

29

03.04.2026

30

10.04.2026

31

17.04.2026

32
33
34

24.04.2026
08.05.2026
15.05.2026

35

22.05.2026

36

29.05.2026

Свободная тема
Работа с бумагой и картоном.
Техника безопасности
Работа с бумагой и картоном.
«Рыбка»
Работа с бумагой и картоном.
«Цыпленок»
Работа с бумагой и картоном
«Домик»
Работа с бумагой и картоном.
«Змея»
Работа с бумагой и картоном.
«Флаг»
Работа с бумагой и картоном.
«Пингвин»
Работа с бумагой и картоном.
«Птичка»
Работа с бумагой и картоном.
«Скворечник»
Работа с бумагой и картоном. «Дед
Мороз»
Работа с бумагой и картоном.
«Снеговик»
Работа с бумагой и картоном
«Космос»
Работа с бумагой и картоном.
Свободная тема
Изготовление сувениров. Декупаж
на баночке
Изготовление сувениров. Декупаж
на диске
Изготовление сувениров.
Карандашница
Изготовление сувениров. Сумочка
Изготовление сувениров. Ваза
Изготовление сувениров. Открытка
Изготовление сувениров. Свободная
тема
Итоговое занятие

1

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1
1

0
0

1
1

1

0

1

2.4. Календарный учебный график реализации программы
Количество Продолжите
Год
Название
Количество часов
Даты начала и
учебных
обуче
раздела,
льность
окончания
ния модуля, темы всего теория практика недель дней
каникул
1

«Волшебный
сундучок»

36

3

33

36

36

12 дней,
31.12.202511.01.2026

01.09.2025 —
29.05.2026 г.

3. Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МОУ Лесная СОШ.
Для занятий необходимо помещение – учебный кабинет, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными
нормами.
№
Количество,
Наименование
п/п
шт.
1
Профильное оборудование
1.1
Кабинет для занятий
1
1.2
Ученические столы
5
1.3
Ученические стулья
10
1.4
Стол для учителя
1
1.5
Стул для учителя
1
2
Компьютерное оборудование
2.1
ноутбук
1
2.2
мышь
1
3
Презентационное оборудование
3.1
Интерактивная панель
1
3.2
Доска
1
4
Программное обеспечение
4.1
Офисное ПО
1
4.2
Антивирус
1
3.2 Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных
материалов.-М.:Изд-во Эксмо,2005.-С. 64.
2. Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное рукоделие). –
Ярославль: Академия развития, 2011. – С.64.
3. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера: Изд – во Культура и традиции, 2006, 2008. – С.
78.
4. Свешникова Т.А. Природные материалы. (Мастер-класс на дому)- М.: АСТ-ПРЕСС
КНИГА, 2010. ил.- С. 80.
5. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.:Мой мир, 2005. – С.80.
Литература дя детей и родителей
1.
Аполозова Л.М. Бисероплетение: Изд – во Культура и традиции, 2005. – С. 111.
2.
Божко Л.А. Изделия из бисера. – М.: Изд – во Мартин, 2005. – С.216.
3.
Лоран Катио. Фигурки из бисера / пер. с франц: Издательская группа «Контент»,
2010.– С.77.
4. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера: Изд – во Культура и традиции, 2006, 2008. – С.
78.
5. Ляукина М.В. Подарки из бисера: Издательский дом МСП, 2004 – С. 92.
6. Мартынова. Фигурки из бисера. Изд – во Культура и традиции,2003. – С.76.
7. Максимова М.В., Кузьмина М.А.Быстрый крючок. – М.: Изд – во Эксмо, 2003. – С.88.
8. Столярова А.М. Вязаные игрушки.: Изд–во Культура и традиции, 2004. – С.95.
9. ТимаерА. Нарядные прихватки. – М.:Мой мир, 2005. – С.80.
10. Федотова М.В, Валюх Г.М Цветы из бисера.: Изд – во Культура и традиции,2004. –
С.87.
11. ХанановаИ.Н.Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды. (Золотая библиотека
увлечений).- М.: АСТ Пресс книга, 2012.- С.104.
12. Фигурки из соленого теста.-М. АСТ-ПРЕСС КНИГА,Ф49 2010.- С.80.
Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ - единая
коллекция
образовательных
ресурсов;
2. www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет;
3. www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию;
4.sdelala-sama.ru›1745-bumagoplastika-dlya… - бумагопластика для детей;
5. ped-kopilka.ru›Блоги›…obryvnaja-aplikacija-iz…
6. sdelala-sama.ru›1145-master-klass…iz-salfetok.html
7. tvoyrebenok.ru›Оригамидлядетей
8. podelki-rukami-svoimi.ru›…shemy…nachinayushhih…
9. boobooka.com›podelki/podelki-iz-nitok/
10. PodelkiSvoimiRukami.ru›podelki-iz-plastilina/
3.3 Использование дистанционных образовательных технологий при реализации
программы
3.4 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог Михайлова Наталья Викторовна, имеющий высшее
по профилю педагогической деятельности образование и переподготовку по должности
педагог дополнительного образования.
3.5 Методическое обеспечение
Особенности организации образовательной деятельности:
Работа с обучающимисяпостроена следующим образом: от простого и доступного
к более сложному и необычному.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность,
сотрудничество, наглядность, активность, и т.д.
Методы образовательной деятельности:
В период обучения применяются такие методы обучения и воспитания, которые
позволят установить взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося, направленную
на решение образовательно-воспитательных задач.
По уровню активности используются методы:

объяснительно-иллюстративный;

метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до
обучающихся сложный материал;

метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить
переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые
корректировки по усвоению знаний на практических занятиях.

проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится
некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на
новую ступень обучения;

закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;

диалоговый и дискуссионный.
Приемы образовательной деятельности:

конкурсы,

наглядный (рисунки, схемы),

создание творческих работ.
Занятие состоит из теоретической (беседа) и практической части, создаются все
необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в
зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом
возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Основные образовательные процессы: конкурсы.
Форма организации учебных занятий:

беседа;

творческая мастерская.
Типы учебных занятий:

первичного ознакомления с материалом;

усвоение новых знаний;






комбинированный;
практические занятия;
закрепление, повторение;
итоговое.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в
течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять
пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу,
отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной
программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие творческих
способностей у обучающихся: соответствия результатов освоения программы заявленным
целям и планируемым результатам обучения.
Результатом усвоения обучающимися программы являются: формирование
системы знаний, умений и навыков; развитие интересов детей, общих и специальных
способностей.
Учебно-методические средства обучения:

учебно-методические пособия для педагога и обучающихся.
Педагогические технологии:
В процессе обучения по программе используются разнообразные
педагогические технологии:

технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное
развитие личности, на основе активно-деятельного способа обучения, учитывающие
закономерности развития и особенности индивидуума;

технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на
развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное
выявление, раскрытие и использование его опыта;

технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение
каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей.
В практике выступают различные комбинации этих технологий, их элементов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».