Информационная карта программы
Наименование
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Калейдоскоп»
Направленность
художественная
Разработчик программы Михайлова Наталья Викторовна
Общий объем часов по
программе
108 часов
Форма реализации
очная
Целевая категория
обучающихся
Обучающиеся в возрасте 7-8 лет
Аннотация программы
Данная программа направлена на формирование
интереса обучающихся к декоративно-прикладному
творчеству.
Программа вводит ребенка в удивительный мир
творчества, дает возможность поверить в себя, в свои
способности,
предусматривает
развитие
у
обучающихся
изобразительных,
художественноконструкторских
способностей,
нестандартного
мышления, творческой индивидуальности.
Планируемый результат По итогам обучающиеся научатся:
знать правила безопасности труда при работе с
реализации программы
инструментами;
уметь организовать рабочее место в
соответствии с используемым материалом;
уметь самостоятельно выполнять всю работу по
составленному вместе с педагогом плану с
опорой на рисунок или схему;
планировать свои действия на отдельных этапах
работы;
уметь последовательно вести работу.
1
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп»
составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»
Направленность программы – художественная. Данная программа направлена на
обучение детей с 7 до 8 лет с целью пробудить у обучающихся интерес к декоративноприкладному творчеству. Программа направлена на выявление и развитие творческих
способностей, помогает открыть в себе индивидуальность, реализовать себя в творчестве и в
общении со сверстниками, а так же на формирование у обучающихся собственных навыков,
умений и творческих способностей.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы повышается интерес
к изделиям ручной работы, креативным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по
данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения в полной
мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в
повседневной жизни.
Одна из ведущих идей программы - творческое развитие личности обучающихся. Особое
внимание уделяется развитию его воображения, фантазии и нестандартного мышления.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся более полные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью.
Развитие творческого потенциала личности обучающегося при освоении данной
программы, происходит, преимущественно, за счёт прохождения через практические умения и
навыки.
Цель реализации программы: создание условий для творческой самореализации
личности.
Задачи программы:
Обучающие:
освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами,
обеспечивающими изготовление поделок;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов;
обучить технологиям различных видов рукоделия.
Развивающие:
развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к
природному окружению;
развитие мелкой моторики рук;
развитие креативного мышления;
развитие воображения, представления, глазомера, эстетического вкуса, чувства меры.
Воспитательные:
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
2
воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
развитие коммуникативных способностей.
Новизна программы, в отличие от существующих программ по декоративноприкладному творчеству, обеспечивается тем, что дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Калейдоскоп», реализуемая на базе МОУ Лесная СОШ,
предоставляет возможность организовать образовательный процесс на основе установленных
требований, сохраняя основные подходы и технологии в организации образовательного
процесса. В то же время, педагог-наставник может наполнять программу исходя из
педагогической и психологической целесообразности с учетом психофизических особенностей и
возможностей детей.
Отличительной особенностью данной программы является то, что при реализации
учебного плана программы планируется дать возможность каждому обучающемуся попробовать
свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества.
Функции программы
Образовательная функция заключается в организации обучения детей различным видам
техники декоративно-прикладного творчества в рамках данной программы.
Компенсаторная функция программы реализуется посредством чередования различных
видов деятельности обучающихся, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что каждый обучающийся
ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия с другими участниками программы,
преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает
индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 8
лет, без ограничений возможностей здоровья, проявляющих интерес к декоративно-прикладному
творчеству.
Количество обучающихся в группе – от 10 до 16 человек.
Форма обучения: очная.
Уровень программы: стартовый.
Форма реализации образовательной программы: сетевая.
Организационная форма обучения: групповая.
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 3 раза в неделю по 45 минут.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
словесный – беседа, обсуждение, рассказ;
наглядный – показ презентаций;
практический – самостоятельное выполнение заданий.
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:
объяснительно-иллюстративные – обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы.
По логичности подхода:
аналитический – анализ этапов выполнения заданий.
Возможные формы проведения занятий:
на этапе изучения нового материала – объяснение, демонстрация;
на этапе практической деятельности – практическая работа;
на этапе освоения навыков – творческое задание;
на этапе проверки полученных знаний – выставка.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
3
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий;
развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать трудности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой
цели;
способность адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников;
умение различать способ и результат действия;
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения
задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте;
умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выслушивать собеседника и вести диалог;
способность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
умение планировать учебное сотрудничество с педагогом-наставником и
сверстниками: определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи.
Компетентностный подход реализации программы позволяет осуществить формирование
у обучающегося как личностных, так и профессионально-ориентированных компетенций через
используемые формы и методы обучения, нацеленность на практические результаты.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:
универсальные компетенции:
−
умение ставить вопросы, выбирать наиболее эффективные решения задач в
зависимости от конкретных условий;
−
проявление технического мышления, познавательной деятельности, творческой
инициативы, самостоятельности;
−
способность творчески решать технические задачи;
4
−
способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения
поставленных целей.
предметные результаты:
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок.
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
работать с пластилином, различными видами бумаги, природным материалом,
рисовать.
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
различными
техниками
работы
с
материалами,
инструментами
и
приспособлениями, необходимыми в работе.
Мониторинг образовательных результатов
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе
имеет три основных критерия:
1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии, способов и
типовых решений в сфере декоративно-прикладного творчества.
2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность ценностных
ориентаций в сфере общения.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере декоративно-прикладного творчества –
определяется как интерес обучающегося к кружковым занятиям.
Способы определения результативности реализации программы и формы подведения
итогов реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности усвоения
программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого
обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль успеваемости носит
безотметочный характер и служит для определения педагогических приемов и методов для
индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде
конкурсов и представления практических результатов выполнения заданий. Конкретные
проверочные задания разрабатывает педагог с учетом возможности проведения промежуточного
анализа процесса формирования компетенций.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения
раздела, темы или в конце определенного периода обучения.
Формы контроля: педагогическое наблюдение за ходом выполнения практических
заданий, выставка, конкурс.
Итоговая аттестация – проводится педагогом с целью оценки качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы после
завершения ее изучения.
В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность освоения
программы.
Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Критерии оценивания сформированности компетенций
Уровень
Описание поведенческих проявлений
1 уровень Обучающийся не владеет навыком, не понимает его важности, не
недостаточный
пытается его применять и развивать.
2 уровень –
Обучающийся находится в процессе освоения данного навыка.
развивающийся
Обучающийся понимает важность освоения навыков, однако не
всегда эффективно применяет его в практике.
3 уровень –
Обучающийся полностью освоил данный навык.
опытный
Обучающийся эффективно применяет навык во всех стандартных,
пользователь
типовых ситуациях.
5
4 уровень –
продвинутый
пользователь
5 уровень –
мастерство
Особо высокая степень развития навыка.
Обучающийся способен применять навык в нестандартных
ситуациях или ситуациях повышенной сложности.
Уровень развития навыка, при котором обучающийся становится
авторитетом и экспертом в среде сверстников. Обучающийся
способен передавать остальным необходимые знания и навыки для
освоения и развития данного навыка.
Таблица 2
Критерии оценивания уровня освоения программы.
Уровни освоения
Результат
программы
Высокий уровень
Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
отличное знание теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в качественный продукт
Средний уровень
Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
хорошее знание теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в продукт, требующий незначительной
доработки
Низкий уровень
Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное знание теоретического материала, практическая работа
не соответствует требованиям
2. Содержание программы
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Название раздела, модуля, темы
1
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие. ТБ при работе с
инструментами
1
1
-
2
Рисунок
25
1
24
3
Работа с пластилином
22
1
21
4
Бумажная страна
38
1
37
5
Природная мастерская
22
1
21
Итого
108
5
103
№
п/п
1
2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
в том числе
Наименование раздела, модуля,
Кол-во
прак
темы
часов,
теория
тика
всего
Вводное занятие, ТБ при работе
с инструментами
1
1
Форма
аттестации/
контроля
Вводная, тест
6
2
Рисунок
25
1
24
3
Работа с пластилином
22
1
21
4
Бумажная страна
38
1
37
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Природная мастерская
22
1
21
Наблюдение,
выставка
108
5
103
5
Итого
2.3 Календарно-тематический план-график проведения занятий.
Форма
Колорганизации
Дата
во
№
Дата по
обучения
проведения
Тема занятия
часов
п/п
факту
занятия
,
теор практ
всего
ия
ика
1
02.09.2025
Вводное занятие, ТБ при работе с
инструментами
1
1
0
2
03.09.2025
«Рисунок». Теория – чем можно
рисовать. Рисунки на основе круга
1
1
0
3
05.09.2025
Рисунок по шаблону «Котик»
1
0
1
4
09.09.2025
Рисунок «Флаг России»
1
0
1
5
10.09.2025
Рисунок «Единство России»
1
0
1
6
12.09.2025
1
0
1
7
16.09.2025
1
0
1
8
17.09.2025
1
0
1
9
19.09.2025
1
0
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
23.09.2025
24.09.2025
26.09.2025
30.09.2025
01.10.2025
03.10.2025
07.10.2025
08.10.2025
10.10.2025
14.10.2025
15.10.2025
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
21
17.10.2025
1
0
1
22
21.10.2025
1
0
1
Рисунок на тему «Пожарная
безопасность»
Рисунок на тему «Терроризму нет»
Рисунок на тему «Безопасность на
дороге»
Рисунок на тему «Безопасность в
лесу»
Рисунок «Незабудка»
Рисунок «День Победы»
Рисунок «Безопасность на воде»
Рисунок «Вечный огонь»
Рисунок «Лес»
Рисунок «Ёжик»
Рисунок «Домик»
Рисунок «Замок»
Рисунок «Лисёнок»
Рисунок «Белка»
Рисунок «Зайчик»
Рисунок «День защитников
отечества»
Рисунок «Золотая осень»
Примеча
ние
7
23
24
25
26
22.10.2025
24.10.2025
28.10.2025
29.10.2025
27
31.10.2025
28
05.11.2025
29
07.11.2025
30
11.11.2025
31
12.11.2025
32
14.11.2025
33
18.11.2025
34
19.11.2025
35
36
37
38
21.11.2025
25.11.2025
26.11.2025
28.11.2025
39
02.12.2025
40
03.12.2025
41
42
43
05.12.2025
09.12.2025
10.12.2025
44
12.12.2025
45
46
16.12.2025
17.12.2025
47
19.12.2025
48
23.12.2025
49
24.12.2025
50
26.12.2025
51
30.12.2025
52
13.01.2026
Рисунок «Зимние забавы»
Рисунок «Волшебные ладошки»
Рисунок «Веселый снеговик»
Рисунок на свободную тему
Работа с пластилином. Способы
работы с пластилином. ТБ.
Работа с пластилином. «Попугай»
Работа с пластилином.
«Динозаврик»
Работа с пластилином. «Изделие
«Семейка грибов»
Работа с пластилином. «Изделие
«Семейка грибов»
Работа с пластилином.
«Композиция»
Работа с пластилином. Способы
работы с пластилином.
Работа с пластилином. «Весёлый
снеговик»
Работа с пластилином. «Котик»
Работа с пластилином. «Цветы»
Работа с пластилином. «Петушок»
Работа с пластилином. «Павлин»
Работа с пластилином.
«Композиция»
Работа с пластилином. «Весёлый
снеговик»
Работа с пластилином. Картина
Работа с пластилином. Картина
Работа с пластилином. «Дерево»
Работа с пластилином. «Корзина с
ягодами»
Работа с пластилином. «Техника»
Работа с пластилином.
Работа с пластилином. «Свободная
тема»
Работа с пластилином. «Свободная
тема»
Бумажная страна.
Выцинанка. История
возникновения. Оригами. История
возникновения
Бумажная страна. «Выцинанка
«Домик»
Бумажная страна. «Выцинанка
«Дерево»
Бумажная страна. «Выцинанка
1
1
1
1
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
1
1
0
0
0
1
1
1
1
0
1
1
1
0
0
1
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
8
53
14.01.2026
54
16.01.2026
55
20.01.2026
56
21.01.2026
57
23.01.2026
58
27.01.2026
59
28.01.2026
60
30.01.2026
61
03.02.2026
62
04.02.2026
63
06.02.2026
64
10.02.2026
65
11.02.2026
66
13.02.2026
67
17.02.2026
68
18.02.2026
69
20.02.2026
70
24.02.2026
71
25.02.2026
72
27.02.2026
73
03.03.2026
74
04.03.2026
75
06.03.2026
76
10.03.2026
77
11.03.2026
«Цветок»
Бумажная страна. «Выцинанка
«Скровцы прилетели»
Бумажная страна. Оригами
«Зайчик»
Бумажная страна. Оригами
«Лягушка»
Бумажная страна. Оригами
«Кораблик»
Бумажная страна. Оригами «Яхта»
Бумажная страна. Оригами
«Корабль с двумя трубами»
Бумажная страна. Оригами
«Котенок»
Бумажная страна. Оригами
«Коробочка»
Бумажная страна. Оригами
«Кошечка»
Бумажная страна. Оригами
«Собачка»
Бумажная страна. Оригами
«Цветы»
Бумажная страна. Оригами
«Бумажный стаканчик»
Бумажная страна. Оригами
«Гвоздика»
Бумажная страна. Оригами
«Самолетик»
Бумажная страна. Оригами
«Закладка»
Бумажная страна. Оригами
«Птичка»
Бумажная страна. Оригами.
Свободная тема.
Бумажная страна. «Зайчик из
втулки»
Бумажная страна. «Сова из
втулки»
Бумажная страна. «Собачка из
втулки»
Бумажная страна. «Пингвин из
втулки»
Бумажная страна. «Лев из втулки»
Бумажная страна. «Лиса из
втулки»
Бумажная страна. «Медведь из
втулки»
Бумажная страна. «Лягушка из
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
9
78
13.03.2026
79
17.03.2026
80
81
82
83
84
85
86
18.03.2026
20.03.2026
24.03.2026
25.03.2026
27.03.2026
31.03.2026
01.04.2026
87
03.04.2026
88
07.04.2026
89
08.04.2026
90
10.04.2026
91
14.04.2026
92
15.04.2026
93
17.04.2026
94
21.04.2026
95
22.04.2026
96
24.04.2026
97
28.04.2026
98
29.04.2026
99
05.05.2026
100
06.05.2026
101
08.05.2026
102
12.05.2026
103
13.05.2026
104
15.05.2026
втулки»
Бумажная страна. «Дерево из
втулки»
Бумажная страна. «Свободная
тема». Поделка из втулки
Бумажная страна. «Снежинка»
Бумажная страна. «Юла»
Бумажная страна. «Самолетики»
Бумажная страна. «Змейка»
Бумажная страна. «Ворона»
Бумажная страна. «Снежинка»
Бумажная страна. Свободная тема
Природная мастерская. Способы
работы. Техника безопасности
Природная мастерская.
Аппликация «Бабочка»,
«Стрекоза»
Природная мастерская.
Аппликация «Чудеса из листьев»
Природная мастерская.
Аппликация «Лев»
Природная мастерская.
Аппликация «Птичка»
Природная мастерская.
Аппликация «Журавль»
Природная мастерская.
Аппликация «Лиса»
Природная мастерская.
Аппликация «Осенний лес»
Природная мастерская.
Свободная тема
Природная мастерская.
Поделка «Веселые человечки»
Природная мастерская.
Поделка «Черепаха»
Природная мастерская.
Поделка «Ежик»
Природная мастерская.
Поделка «Динозаврик»
Природная мастерская.
Поделка «Сова»
Природная мастерская.
Поделка «Мухомор»
Природная мастерская.
Поделка «Цветы»
Природная мастерская.
Поделка «Ваза»
Природная мастерская
1
0
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
10
105
19.05.2026
106
20.05.2026
107
22.05.2026
108
26.05.2026
«Волшебный букет»
Природная мастерская.
Поделка «Новогодние чудеса»
Природная мастерская.
Поделка «Веселый огород»
Природная мастерская.
Поделка «Елочка»
Итоговое занятие
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
2.4. Календарный учебный график реализации программы
Количество
Год
Количество часов
Название раздела,
Даты начала и Продолжительно
учебных
обучен
модуля, темы
окончания
сть каникул
ия
всего теория практика недель дней
«Калейдоскоп»
1
108
5
105
36
108
01.09.2025
29.05.2026
12 дней
31.12.2025 11.01.2026
3. Организационно-педагогические условия реализации программы
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МОУ Лесная СОШ.
Для занятий необходимо помещение – учебный кабинет, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
№ п/п
Наименование
Количество, шт.
1
Профильное оборудование
1.1
Кабинет для занятий
1
1.2
Ученические столы
8-10
1.3
Ученические стулья
15-20
1.4
Стол для учителя
1
1.5
Стул для учителя
1
2
Компьютерное оборудование
2.1
ноутбук
1
2.2
мышь
1
3
Презентационное оборудование
3.1
Интерактивная панель
1
3.2
Доска
1
4
Программное обеспечение
4.1
Офисное ПО
1
4.2
Антивирус
1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
3.2 Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
Бардина Р.Л. Изделия художественных народных промыслов и сувениров/ Р.Л. Бардина. –
М.: Высшая школа, 2014.
Белякова О. В. Большая энциклопедия детских праздников./О. В. Белякова, Е. Н.
Калинина, С. В. Болдырева и др.- Ярославль: Академия развития, 2007.
Васинская Е.Б. Программное обеспечение деятельности сотрудников учреждений
дополнительного образования детей / Е.Б. Васинская. – Кемерово, 2017.
Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей
начальной школы и родителей Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг,2017.
Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2014.
Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и
родителей/И.А.Коротеев.-М .:Просвещение: АО «Учебная литература», 2017.
11
7. Лыкова И.А. Аппликация из бумаги. /Лыкова И.А.-М., 2007.
8. Лындина Ю. Фигурки из бисера, - М., «Культура и традиции», 2001
9. Острун Н.Д. Оригами. Динамические модели/Н. Д. Острун, А.В.Лев-2-е изд.-М.;Айриспресс, 2006.
10.
Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского
сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс,2016.
11.
Соколова - Кубай Н.Н. Узоры из бумаги белорусская выцинанка. Культура и
Традиции. Тверь, 2006.
12.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания /
Н.М. Сокольникова. – М.: АСАДЕМА,20016.
Для обучающегося
1.
Голова А.М. Наши руки не для скуки – М.: Росмэн, 1997.
2.
Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева.– М.:
Просвещение,2014.
3.
Фиона У. Большой подарок для девочек. – Росмэн-Пресс, 2013.
Для родителей
1.
Зазнобина Л.С. Гудилина С.И. Цветоведение (учебное пособие), Москва, 1997.
2.
Тарасевич Г., Грохотова В., Павлинова Е. Художник оформитель (учебное пособие),
Москва.
3.
Трофимова М.В. И учеба и игра. Изобразительное искусство – Ярославль: Академия
развития, 2007.
4.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
5.
Хохлова Е. Творчество народных мастеров в игрушке. М., 1971.
Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы
1.
Поделки из веток и листьев: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.sakhalin.ru/boomerang/Drevesnue/podelki.htm
2.
Поделки из шишек, спичек и ракушек: [Электронный ресурс]. URL:
http://luntiki.ru/blog/priroda/
3.
Психология обучения рисованию: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-obucheniya-risovaniyu/
3.3 Использование дистанционных образовательных технологий.
3.4 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог Михайлова Наталья Викторовна, имеющий высшее по
профилю педагогической деятельности образование и переподготовку по должности педагог
дополнительного образования.
3.5 Методическое обеспечение
Особенности организации образовательной деятельности:
Работа с обучающимися построена следующим образом: от простого и доступного к
более сложному и необычному.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность,
сотрудничество, наглядность, активность, и т.д.
Методы образовательной деятельности:
В период обучения применяются такие методы обучения и воспитания, которые
позволят установить взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося, направленную на
решение образовательно-воспитательных задач.
По уровню активности используются методы:
объяснительно-иллюстративный;
метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до
обучающихся сложный материал;
метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные
педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по
усвоению знаний на практических занятиях.
12
проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая
задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень
обучения;
закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
диалоговый и дискуссионный.
Приемы образовательной деятельности:
конкурсы,
наглядный (рисунки, схемы),
создание творческих работ.
Занятие состоит из теоретической (беседа) и практической части, создаются все
необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в
зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом
возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Основные образовательные процессы: конкурсы.
Форма организации учебных занятий:
беседа;
творческая мастерская.
Типы учебных занятий:
первичного ознакомления с материалом;
усвоение новых знаний;
комбинированный;
практические занятия;
закрепление, повторение;
итоговое.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение
всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях,
умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития
детей. Для оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии,
определяющие развитие творческих способностей у обучающихся: соответствия результатов
освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.
Результатом усвоения обучающимися программы являются: формирование системы
знаний, умений и навыков; развитие интересов детей, общих и специальных способностей.
Учебно-методические средства обучения:
учебно-методические пособия для педагога и обучающихся.
Педагогические технологии:
В процессе обучения по программе используются разнообразные педагогические
технологии:
технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное развитие
личности, на основе активно-деятельного способа обучения, учитывающие закономерности
развития и особенности индивидуума;
технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие
индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление,
раскрытие и использование его опыта;
технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение каждого
обучающегося на уровне его возможностей и способностей.
В практике выступают различные комбинации этих технологий, их элементов.
13