1
Информационная карта программы
Наименование
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Моделирование»
Направленность
техническая
Разработчик программы
Ласточкина Нонна Анатольевна
Общий объем часов по
программе
36 часов
Форма реализации
очная
Целевая категория
обучающихся
Обучающиеся в возрасте 7-15 лет
Аннотация программы
Данная программа направлена на развитие
фантазии,
воображения,
художественноконструкторских способностей и нестандартного
мышления.
Планируемый результат
реализации программы
Обучающиеся должны знать и уметь:
название и назначение инструментов и
приспособлений ручного труда.
линии чертежа: линия видимого контура, линия
невидимого контура, линия сгиба, осевая или
центральная линия, сплошная линия.
различия между макетом и моделью.
правила безопасного труда и личной гигиены при
работе с различными материалами.
что такое бумажная пластика. Основные приёмы
работы с бумагой. Терминологию, применяемую
при изготовлении изделий.
основные
приёмы
отделки
и
значение
деталировки при экспонировании модели или
макета.
совершать простейшие операции с уголком
чертежным, лекалом.
изготавливать силуэты из плотной бумаги при
помощи осевой симметрии.
конструировать поделки с учетом дизайна и
эргономики.
2
1.1.Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Актуальность. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной,
предполагает формирование ценностных технических и эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладение основами технической творческой деятельности. Она дает
возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя мир технического творчества,
конструкторов и изобретателей, проявить и реализовать свои творческие способности.
В программе органически сочетаются разнообразные образовательные и досуговые формы
деятельности.
Начальное техническое моделирование является первой ступенью системы непрерывного
технического образования и подготовительным этапом для спортивно-технических видов спорта
таких как: авиамоделизм, автомоделизм, судомоделизм. Оно дает представление детям как велик и
интересен мир машин и механизмов, знакомит с работой конструктора и изобретателя, формирует
задатки политехнических знаний в области техники, воспитывает упорство, силу воли, терпение и
усидчивость, развивает способности для работы с различными материалами и инструментами.
Вид программы:
Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная
(типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом
особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и
временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных
результатов.
Направленность программы: техническая.
Адресат программы: программа рассчитана на детей 7-15 лет, с учетом психологических
особенностей развития.
Срок и объем освоения программы:
1год, 36 педагогических часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: 1 группа.
Состав группы: постоянный.
Режим занятий:
Срок реализации ДООП «Моделирование» – 1 год обучения, 36 недель в год, занятия проводятся1
раз в неделю.
1.2. Цель, задачи
Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому
творчеству и познанию окружающего мира и своей роли в нем, как изобретателя; формирование
умения самостоятельно ориентироваться в любой работе для самореализации в обществе.
Задачи:
Предметные/обучающие:
- расширять общий культурный, естественнонаучный, политехнический кругозор учащихся;
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития технического
творчества;
3
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе;
- научить детей ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, самостоятельно планировать свою работу;
- дать основу графической грамоты - научить читать чертежи, работать с чертёжными инструментами, шаблоном и выкройками;
- формировать устойчивый интерес детей к технике и основным понятиям устройства машин и
механизмов;
- научить детей общению и работе в коллективе.
Метапредметные/развивающие:
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться
успешного достижения поставленных целей;
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию,
наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер;
- развитие художественного видения объекта макетирования и моделирования;
- развитие интереса к поисковой работе.
Личностные/воспитательные:
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких
культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали:
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости
по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и
самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой
деятельности;
- воспитание таких качеств личности, как терпение и усидчивость.
1.3. Содержание программы
1.3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№
п/п
Количество часов
Название раздела, темы
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
-
2
Изготовление сувениров и игрушек из
природного материала
4
1
3
3
Бумагопластика
24
1
23
4
Изготовление (машин)
6
0
6
5
Итоговое занятие
1
0
1
Итого
36
3
33
4
1.3.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Количество часов
п/п
Название раздела,
темы
Формы
аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие
1
1
-
Беседа, педагогическое
наблюдение
2
Изготовление
сувениров и игрушек из
природного материала
4
1
3
Наблюдение, обсуждение,
корректировка
3
Бумагопластика
24
1
23
Наблюдение, обсуждение,
корректировка
4
Изготовление
(машинки)
6
0
6
Наблюдение, обсуждение,
корректировка
5
Итоговое занятие
1
0
1
Наблюдение
Итого
36
3
33
1.3.3КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
№
Дата
Дата по
п/п запланированная факту
1 03.09.2025
10.09.2025
2
17.09.2025
3
24.09.2025
4
01.10.2025
5
08.10.2025
6
15.10.2025
22.10.2025
29.10.2025
05.11.2025
11 12.11.2025
7
8
9
10
12 19.11.2025
13 26.11.2025
14
03.12.2025
15 10.12.2025
Название темы
Вводное занятие. Техника
безопасности
Изготовление сувениров и
игрушек из природного
материала. «Композиция осень»
Изготовление сувениров и
игрушек из природного
материала. «Композиция осень»
Изготовление сувениров и
игрушек из природного
материала. «Композиция весна»
Изготовление сувениров и
игрушек из природного
материала. «Композиция весна»
Бумагопластика. «С чего
началось это направление» беседа.
Бумагопластика. «Плот»
Бумагопластика. «Дом»
Бумагопластика. «Стакан»
Бумагопластика. «Куб»
Бумагопластика. «Гоночная
машина»
Бумагопластика.. «Автобус»
Бумагопластика. «Камаз»
Бумагопластика. «Пожарная
машина»
Бумагопластика. «Павлин»
5
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Примечание
16 17.12.2025
17 24.12.2025
18 14.01.2026
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
21.01.2026
28.01.2026
04.02.2026
11.02.2026
18.02.2026
25.02.2026
04.03.2026
11.03.2026
18.03.2026
25.03.2026
08.04.2026
15.04.2026
31 22.04.2026
32 29.04.2026
33 06.05.2026
34 13.05.2026
35 20.05.2026
36 27.05.2026
Бумагопластика. «Сова»
Бумагопластика. «Пингвин»
Бумагопластика. «Лев»
Бумагопластика.
«Карандашница»
Бумагопластика.
«Карандашница»
Бумагопластика. «Закладка»
Бумагопластика. «Корзинка»
Бумагопластика. «Корзинка»
Бумагопластика. «Заяц»
Бумагопластика. «Открытка»
Бумагопластика. «Открытка»
Бумагопластика. «Лягушка»
Бумагопластика. «Мышка»
Бумагопластика. «Голубь»
Бумагопластика. «Летучая
мышь»
Изготовление композиций.
«Космическое приключение»
Изготовление композиций.
«Дорога»
Изготовление композиций.
«Дорога»
Изготовление композиций.
«Дорога»
Изготовление композиций.
Свободная тема
Итоговое занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.3.4 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Год
обучени
я
1
Название раздела,
модуля, темы
«Моделирование»
Количество часов
всего
36
Количество
учебных
теори практи
недель
я
ка
3
33
36
дней
36
Даты Продолжит
начала и
ель
оконность
чания
каникул
12 дней
01.09.25- с 31.12.25
29.05.26
по
11.01.2026
1.4 Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.4.1 Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МОУ Лесная СОШ.
Для занятий необходимо помещение – учебный кабинет, оформленный в
соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с
санитарными нормами.
Наименование
Количество
Профильное оборудование
Кабинет для занятий
1
6
Ученические столы
Ученические стулья
Стол для учителя
Стул для учителя
8
15
1
1
Компьютерное оборудование
ноутбук
1
мышь
1
Презентационное оборудование
Интерактивная панель
1
Доска
1
Программное обеспечение
Офисное ПО
1
Антивирус
1
1.4.2 Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
1. Богатеева З.Л.- “Чудесные поделки из бумаги”, М. : Просвещение, 1992.
2. Гордон В.О.- “Почему так чертят”: Пособие для учителей. [Перевод] / В. Гордон,
Е. Старожилец. - Каунас : Швиеса, 1985.
3. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. Под ред. Г.И. Житомирского. 2-е
издание, переработанное. М., Просвещение, 1989.
4. Журавлева А.П., Болотина Л.А. 'Начальное техническое моделирование' Москва: Просвещение, 1982 - с.158.
5. Калмыков В.О. «Сделай сам», Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
6. Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона. Ленинград «Судостроение»
1989.
7. Кротов И.В.- МОДЕЛИ РАКЕТ Кротов И.В. Ордена "Знак почета" издательство
ДОСААФ СССР. Москва 1979.
8. Максимихин И.А. Как построить модель корабля Пособие для учащихся. —
Ленинград: Учпедгиз, 1956. —221 с.
9. Минервин Г.Б.- “О красоте машин и вещей”: Для учащихся ст. классов
/ Г. Б. Минервин, В. М. Мунипов. - Москва : Просвещение, 1975.
10. Перевертень П.И.- “Техническое творчество в начальных классах: книга для
учителя по внеклассной работе / Г. И. Перевертень. - Москва : Просвещение,
1988.
11.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества», издательский дом
«Федоров», 2000. 3.Литвиненко В.М., Аксенов Н.В. «Игрушки из ничего», СанктПетербург, издательство «Кристалл»,2000.
1.
2.
3.
4.
Литература для обучающегося
200 моделей для умелых рук - С. – П. «Кристалл», 2009. –64с.
Докучаева Н. Мастерим бумажный мир. С-Пб.: «Диамант» «Валерии»,1997.
Заворотов В.А. От идеи до модели – М.: Просвещение, 1988.
Игрушки своими руками (сборник). М.: ОЛМА - ПРЕСС 2001
7
5. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки, крупные и мелкие,
«Харвест», 2005.
6. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй – М.: Просвещение, 1986.
7. Фетцер В.В. Начальное техническое моделирование – Ижевск, 1988.
Литература для родителей
1. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить – М.: Просвещение, 1984г.
2. Научно-познавательная литература. Делай и играй. – Тверь: Изд-во «Росмэн»,
1995.
3. Петракова. Подарки своими руками. Готовимся к празднику. –М.: Эксмо,
2009. – 128с
4. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Уроки мастерства. Уроки
творчества.: Учебники для 1 -3 класса, 2002.
Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы
1. Поделки из бумаги: [Электронный ресурс]. URL:
https://www.google.ru/search
2. Поделки своими руками: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.podelki-rukami-svoimi.ru
3. Поделки из бумаги своими руками. Поделки в технике квилинг и
оригами. Поделки к 23 февраля. Поделки машинки своими руками.
Поделки самолеты из бумаги. Поделки из бумаги на новый год. Поделки
из бросового материала: [Электронный ресурс].
URL:https://www.google.ru
1.4.3 Использование дистанционных образовательных технологий
при реализации программы
1.4.4 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог Ласточкина Нонна Анатольевна, имеющий среднее
специальное образование и переподготовку по профилю педагогической деятельности в
должности педагог дополнительного образования.
1.4.5 Методическое обеспечение
Особенности организации образовательной деятельности:
Работа с обучающимися построена следующим образом: от простого и
доступного к более сложному и необычному.
Обучение
строится
на
следующих
принципах:
доступность,
последовательность, сотрудничество, наглядность, активность, и т.д.
Методы образовательной деятельности:
8
В период обучения применяются такие методы обучения и воспитания,
которые позволят установить взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося,
направленную на решение образовательно-воспитательных задач.
По уровню активности используются методы:
объяснительно-иллюстративный;
метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до
обучающихся сложный материал;
метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить
переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести
необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях.
проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится
некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и
перейти на новую ступень обучения;
закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
диалоговый и дискуссионный.
Приемы образовательной деятельности:
конкурсы,
наглядный (рисунки, схемы),
создание творческих работ.
Занятие состоит из теоретической (беседа) и практической части, создаются
все необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие
строится в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены
программой, с учетом возрастных особенностей детей, их индивидуальной
подготовленности.
Основные образовательные процессы: конкурсы.
Форма организации учебных занятий:
беседа;
творческая мастерская.
Типы учебных занятий:
первичного ознакомления с материалом;
усвоение новых знаний;
комбинированный;
практические занятия;
закрепление, повторение;
итоговое.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в
течение всего срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять
пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу,
отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности образовательной
программы выбраны следующие критерии, определяющие развитие творческих
способностей у обучающихся: соответствия результатов освоения программы
заявленным целям и планируемым результатам обучения.
Результатом усвоения обучающимися программы являются: формирование
системы знаний, умений и навыков; развитие интересов детей, общих и
специальных способностей.
Учебно-методические средства обучения:
9
учебно-методические пособия для педагога и обучающихся.
Педагогические технологии:
В процессе обучения по программе используются разнообразные
педагогические технологии:
технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное
развитие личности, на основе активно-деятельного способа обучения,
учитывающие закономерности развития и особенности индивидуума;
технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на
развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка,
максимальное выявление, раскрытие и использование его опыта;
технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение
каждого обучающегося на уровне его возможностей и способностей.
В практике выступают различные комбинации этих технологий, их элементов.
10