Министерство образования Тверской области
муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
педагогическим советом МУ ДО ДДТ
Протокол № 6 от «___» июня 2024 г.,
Утверждено:
Директор МУ ДО ДДТ
__________Н. В. Соловьева
Согласовано:
Директор МОУ Лесная СОШ
__________ Н. Н. Иванова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Калейдоскоп»
Направленность: художественная
Форма реализации: сетевая форма
Общий объем программы в часах: 68 часов
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации: 4 месяца
Уровень: стартовый
Автор: педагог дополнительного образования
Кудрявцева Мария Александровна
Рег.№37
с. Лесное – 2024
Информационная карта программы
Наименование
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Калейдоскоп»
Направленность
художественная
Разработчик программы
Кудрявцева Мария Александровна
Общий объем часов по
программе
68 часов
Форма реализации
очная
Целевая категория
обучающихся
Обучающиеся в возрасте 6-8 лет
Аннотация программы
Данная
программа
направлена
на
формирование интереса обучающихся к
декоративно-прикладному творчеству.
Планируемый результат
реализации программы
Программа вводит ребенка в удивительный
мир творчества, дает возможность поверить в
себя, в свои способности, предусматривает
развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских
способностей, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности.
По итогам обучающиеся научатся:
знать правила безопасности труда при
работе с инструментами;
уметь организовать рабочее место в
соответствии с используемым
материалом;
уметь самостоятельно выполнять всю
работу по составленному вместе с
педагогом плану с опорой на рисунок
или схему;
планировать свои действия на
отдельных этапах работы;
уметь последовательно вести работу.
1
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп»
составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.06.2024 № 7 «О
мероприятиях по профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и
новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2024-2025 годов».
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»
Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей».
Направленность программы – художественная. Данная программа направлена на
обучение детей с 6 до 8 лет с целью пробудить у обучающихся интерес к декоративноприкладному творчеству. Программа направлена на выявление и развитие творческих
способностей, помогает открыть в себе индивидуальность, реализовать себя в творчестве и в
общении со сверстниками, а также на формирование у обучающихся собственных навыков,
умений и творческих способностей.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы повышается интерес к
изделиям ручной работы, креативным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по
данной программе предоставляет возможность детям в условиях детского объединения в полной
мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в
повседневной жизни.
Одна из ведущих идей программы - творческое развитие личности обучающихся. Особое
внимание уделяется развитию его воображения, фантазии и нестандартного мышления.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать обучающимся более полные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью.
Развитие творческого потенциала личности обучающегося при освоении данной
программы, происходит, преимущественно, за счёт прохождения через практические умения и
навыки.
Цель реализации программы: создание условий для творческой самореализации
личности.
Задачи программы:
Обучающие:
освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами,
обеспечивающими изготовление поделок;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов;
обучить технологиям различных видов рукоделия.
Развивающие:
развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к
природному окружению;
2
развитие мелкой моторики рук;
развитие креативного мышления;
развитие воображения, представления, глазомера, эстетического вкуса, чувства меры.
Воспитательные:
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
развитие коммуникативных способностей.
Новизна программы, в отличие от существующих программ по декоративно-прикладному
творчеству, обеспечивается тем, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Калейдоскоп», реализуемая на базе МОУ Лесная СОШ, предоставляет возможность
организовать образовательный процесс на основе установленных требований, сохраняя основные
подходы и технологии в организации образовательного процесса. В то же время, педагогнаставник может наполнять программу исходя из педагогической и психологической
целесообразности с учетом психофизических особенностей и возможностей детей.
Отличительной особенностью данной программы является то, что при реализации
учебного плана программы планируется дать возможность каждому обучающемуся попробовать
свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества.
Функции программы
Образовательная функция заключается в организации обучения детей различным видам
техники декоративно-прикладного творчества в рамках данной программы.
Компенсаторная функция программы реализуется посредством чередования различных
видов деятельности обучающихся, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что каждый обучающийся
ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия с другими участниками программы,
преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает
индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 6 до 8 лет,
без ограничений возможностей здоровья, проявляющих интерес к декоративно-прикладному
творчеству.
Количество обучающихся в группе – 15 человек.
Форма обучения: очная.
Уровень программы: стартовый.
Форма реализации образовательной программы: сетевая.
Организационная форма обучения: групповая.
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 3 раза в неделю по 45 минут.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
словесный – беседа, обсуждение, рассказ;
наглядный – показ презентаций;
практический – самостоятельное выполнение заданий.
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:
объяснительно-иллюстративные – обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы.
По логичности подхода:
аналитический – анализ этапов выполнения заданий.
Возможные формы проведения занятий:
на этапе изучения нового материала – объяснение, демонстрация;
на этапе практической деятельности – практическая работа;
на этапе освоения навыков – творческое задание;
3
на этапе проверки полученных знаний – выставка.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий;
развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать трудности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой
цели;
способность адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников;
умение различать способ и результат действия;
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения
задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте;
умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выслушивать собеседника и вести диалог;
способность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
умение планировать учебное сотрудничество с педагогом-наставником и
сверстниками: определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи.
Компетентностный подход реализации программы позволяет осуществить формирование у
обучающегося как личностных, так и профессионально-ориентированных компетенций через
используемые формы и методы обучения, нацеленность на практические результаты.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:
универсальные компетенции:
−
умение ставить вопросы, выбирать наиболее эффективные решения задач в
зависимости от конкретных условий;
4
−
проявление технического мышления, познавательной деятельности, творческой
инициативы, самостоятельности;
−
способность творчески решать технические задачи;
−
способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения
поставленных целей.
предметные результаты:
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок.
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
работать с пластилином, различными видами бумаги, рисовать.
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями,
необходимыми в работе.
Мониторинг образовательных результатов
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе
имеет три основных критерия:
1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии, способов и
типовых решений в сфере декоративно-прикладного творчества.
2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность ценностных
ориентаций в сфере общения.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере декоративно-прикладного творчества –
определяется как интерес обучающегося к кружковым занятиям.
Способы определения результативности реализации программы и формы подведения
итогов реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности усвоения
программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого
обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль успеваемости носит
безотметочный характер и служит для определения педагогических приемов и методов для
индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде
конкурсов и представления практических результатов выполнения заданий. Конкретные
проверочные задания разрабатывает педагог с учетом возможности проведения промежуточного
анализа процесса формирования компетенций.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела,
темы или в конце определенного периода обучения.
Формы контроля: педагогическое наблюдение за ходом выполнения практических заданий,
выставка, конкурс.
Итоговая аттестация – проводится педагогом с целью оценки качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы после
завершения ее изучения.
В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность освоения
программы.
Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Критерии оценивания сформированности компетенций
Уровень
Описание поведенческих проявлений
1 уровень Обучающийся не владеет навыком, не понимает его важности, не
недостаточный
пытается его применять и развивать.
2 уровень –
Обучающийся находится в процессе освоения данного навыка.
развивающийся
Обучающийся понимает важность освоения навыков, однако не всегда
эффективно применяет его в практике.
3 уровень – опытный Обучающийся полностью освоил данный навык.
5
пользователь
Обучающийся эффективно применяет навык во всех стандартных,
типовых ситуациях.
4 уровень –
Особо высокая степень развития навыка.
продвинутый
Обучающийся способен применять навык в нестандартных ситуациях
пользователь
или ситуациях повышенной сложности.
5 уровень –
Уровень развития навыка, при котором обучающийся становится
мастерство
авторитетом и экспертом в среде сверстников. Обучающийся способен
передавать остальным необходимые знания и навыки для освоения и
развития данного навыка.
Таблица 2
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
Результат
программы
Высокий уровень
Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
отличное знание теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в качественный продукт
Средний уровень
Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
хорошее знание теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в продукт, требующий незначительной
доработки
Низкий уровень
Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное знание теоретического материала, практическая работа
не соответствует требованиям
2. Содержание программы
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Калейдоскоп»
№
п/п
Название раздела, модуля, темы
1
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие. ТБ при работе с
инструментами
1
1
-
2
Рисунок
20
1
19
3
Работа с пластилином
17
1
16
4
Бумажная страна
30
1
29
Итого
68
4
64
6
2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Калейдоскоп»
№
п/п
Наименование раздела, модуля,
темы
Кол-во
часов,
всего
в том числе
прак
теория
тика
1
Вводное занятие, ТБ при работе с
инструментами
1
1
2
Рисунок
20
1
19
3
Работа с пластилином
17
1
16
4
Бумажная страна
30
1
29
68
4
64
Итого
Форма
аттестации/
контроля
Вводная, тест
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
Наблюдение,
выставка
2.3 Календарно-тематический план-график проведения занятий
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Калейдоскоп»
№ Дата прове- Дата по
п/п дения занятия факту
Тема занятия
Форма
Кол-во организации
обучения Примечани
часов,
е
всего
практи
теория
ка
1
3.09.2024
Вводное занятие, ТБ при работе с
инструментами
1
1
0
2
4.09.2024
«Рисунок». Теория – чем можно
рисовать.Рисунки на основе круга
1
1
0
3
5.09.2024
Рисунок по шаблону «Котик»
1
0
1
4
6.09.2024
Рисунок «Флаг России»
1
0
1
5
10.09.2024
Рисунок «Единство России»
1
0
1
6
11.09.2024
Рисунок на тему «Пожарная
безопасность»
1
0
1
7
12.09.2024
Рисунок на тему «Терроризму - нет»
1
0
1
8
13.09.2024
1
0
1
9
17.09.2024
1
0
1
10
11
12
13
14
15
18.09.2024
19.09.2024
20.09.2024
24.09.2024
25.09.2024
26.09.2024
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
Рисунок на тему «Безопасность на
дороге»
Рисунок на тему «Безопасность в
лесу»
Рисунок «Незабудка»
Рисунок «День Победы»
Рисунок «Безопасность на воде»
Рисунок «Вечный огонь»
Рисунок «Лес»
Рисунок «Ёжик»
7
16
17
18
19
20
21
27.09.2024
1.10.2024
2.10.2024
3.10.2024
4.10.2024
8.10.2024
22
9.10.2024
23
10.10.2024
24
11.10.2024
25
15.10.2024
26
16.10.2024
27
17.10.2024
28
18.10.2024
29
22.10.2024
30
23.10.2024
31
32
24.10.2024
25.10.2024
33
29.10.2024
34
30.10.2024
35
36
31.10.2024
1.11.2024
37
5.11.2024
38
6.11.2024
39
7.11.2024
40
8.11.2024
41
12.11.2024
42
13.11.2024
43
14.11.2024
44
15.11.2024
Рисунок «Домик»
Рисунок «Замок»
Рисунок «Лисёнок»
Рисунок «Белка»
Рисунок «Зайчик»
Рисунок на свободную тему
«Работа с пластилином». Способы
работы с пластилином.
«Работа с пластилином». «Попугай»
«Работа с пластилином».
«Динозаврик»
«Работа с пластилином». «Изделие
«Семейка грибов»
«Работа с пластилином». «Изделие
«Семейка грибов»
«Работа с пластилином».
«Композиция»
«Работа с пластилином». Способы
работы с пластилином.
«Работа с пластилином». «Весёлый
снеговик»
«Работа с пластилином».
«Динозаврик»
«Работа с пластилином». «Петушок»
«Работа с пластилином». «Павлин»
«Работа с пластилином».
«Композиция»
«Работа с пластилином». «Весёлый
снеговик»
«Работа с пластилином». Картина
«Работа с пластилином». Картина
«Работа с пластилином».
«Свободная тема»
«Работа с пластилином».
«Свободная тема»
«Бумажная страна». Выцинанка.
История возникновения. Оригами.
История возникновения
«Бумажная страна». «Выцинанка
«Домик»
«Бумажная страна». «Выцинанка
«Дерево»
«Бумажная страна». «Выцинанка
«Цветок»
«Бумажная страна». Оригами
«Зайчик»
«Бумажная страна». Оригами
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
0
1
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
0
1
1
1
0
1
1
1
0
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
8
45
19.11.2024
46
20.11.2024
47
21.11.2024
48
22.11.2024
49
26.11.2024
50
27.11.2024
51
28.11.2024
52
29.11.2024
53
3.12.2024
54
4.12.2024
55
5.12.2024
56
6.12.2024
57
10.12.2024
58
11.12.2024
59
12.12.2024
60
13.12.2024
61
17.12.2024
62
63
64
65
66
67
68
18.12.2024
19.12.2024
20.12.2024
24.12.2024
25.12.2024
26.12.2024
27.12.2024
«Лягушка»
«Бумажная страна». Оригами
«Кораблик»
«Бумажная страна». Оригами
«Яхта»
«Бумажная страна». Оригами
«Корабль с двумя трубами»
«Бумажная страна». Оригами
«Котенок»
«Бумажная страна». Оригами
«Коробочка»
«Бумажная страна». Оригами
«Кошечка»
«Бумажная страна». Оригами
«Собачка»
«Бумажная страна». Оригами
«Бумажный стаканчик»
«Бумажная страна». «Зайчик из
втулки»
«Бумажная страна». «Сова из
втулки»
«Бумажная страна». «Собачка из
втулки»
«Бумажная страна». «Пингвин из
втулки»
«Бумажная страна». «Лев из втулки»
«Бумажная страна». «Лиса из
втулки»
«Бумажная страна». «Медведь из
втулки»
«Бумажная страна». «Лягушка из
втулки»
«Бумажная страна». Оригами
«Птичка»
«Бумажная страна». «Книжка»
«Бумажная страна». «Юла»
«Бумажная страна». «Самолетики»
«Бумажная страна». «Змейка»
«Бумажная страна». «Ворона»
«Бумажная страна». «Снегурочка»
«Бумажная страна». «Снежинка»
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
1
1
1
2.4. Календарный учебный график реализации программы
Количество
Год
Название
Количество часов
Даты начала и
учебных
обучени раздела, модуля,
окончания
я
темы
всего
теория практика недель
дней
1
«Калейдоскоп»
68
4
64
17
68
04.09.24 27.12.24
9
3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Калейдоскоп»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МОУ Лесная СОШ.
Для занятий необходимо помещение – учебный кабинет, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
№
Количество,
Наименование
п/п
шт.
1
Профильное оборудование
1.1
Кабинет для занятий
1
1.2
Ученические столы
8-10
1.3
Ученические стулья
15-20
1.4
Стол для учителя
1
1.5
Стул для учителя
1
2
Компьютерное оборудование
2.1
ноутбук
1
2.2
мышь
1
3
Презентационное оборудование
3.1
Интерактивная панель
1
3.2
Доска
1
4
Программное обеспечение
4.1
Офисное ПО
1
4.2
Антивирус
1
3.2 Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
1. Бардина Р.Л. Изделия художественных народных промыслов и сувениров/ Р.Л. Бардина. –
М.: Высшая школа, 2014.
2. Белякова О. В. Большая энциклопедия детских праздников./О. В. Белякова, Е. Н. Калинина,
С. В. Болдырева и др.- Ярославль: Академия развития, 2007.
3. Васинская Е.Б. Программное обеспечение деятельности сотрудников учреждений
дополнительного образования детей / Е.Б. Васинская. – Кемерово, 2017.
4. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей
начальной школы и родителей Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг,2017.
5. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». – «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2014.
6. Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и
родителей/И.А.Коротеев.-М .:Просвещение: АО «Учебная литература», 2017.
7. Лыкова И.А. Аппликация из бумаги. /Лыкова И.А.-М., 2007.
8. Лындина Ю. Фигурки из бисера, - М., «Культура и традиции», 2001
9. Острун Н.Д. Оригами. Динамические модели/Н. Д. Острун, А.В.Лев-2-е изд.-М.;Айриспресс, 2006.
10. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада,
учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс,2016.
11. Соколова - Кубай Н.Н. Узоры из бумаги белорусская выцинанка. Культура и Традиции.
Тверь, 2006.
12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания / Н.М.
Сокольникова. – М.: АСАДЕМА,20016.
Для обучающегося
1.
Голова А.М. Наши руки не для скуки – М.: Росмэн, 1997.
2.
Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека / Н.А. Горяева.– М.:
Просвещение,2014.
3.
Фиона У. Большой подарок для девочек. – Росмэн-Пресс, 2013.
Для родителей
1.
Зазнобина Л.С. Гудилина С.И. Цветоведение (учебное пособие), Москва, 1997.
10
2.
Тарасевич Г., Грохотова В., Павлинова Е. Художник оформитель (учебное пособие),
Москва.
3.
Трофимова М.В. И учеба и игра. Изобразительное искусство – Ярославль: Академия
развития, 2007.
4.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
5.
Хохлова Е. Творчество народных мастеров в игрушке. М., 1971.
Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы
1.
Поделки из веток и листьев: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.sakhalin.ru/boomerang/Drevesnue/podelki.htm
2.
Поделки из шишек, спичек и ракушек: [Электронный ресурс]. URL:
http://luntiki.ru/blog/priroda/
3.
Психология обучения рисованию: [Электронный ресурс]. URL:
http://www.7ya.ru/article/Psihologiya-obucheniya-risovaniyu/
3.3 Использование дистанционных образовательных технологий при реализации
программы
3.4 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог Кудрявцева Мария Александровна, имеющий среднее
профессиональное по профилю педагогической деятельности образование.
3.5 Методическое обеспечение
Особенности организации образовательной деятельности:
Работа с обучающимися построена следующим образом: от простого и доступного к более
сложному и необычному.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность,
сотрудничество, наглядность, активность, и т.д.
Методы образовательной деятельности:
В период обучения применяются такие методы обучения и воспитания, которые позволят
установить взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося, направленную на решение
образовательно-воспитательных задач.
По уровню активности используются методы:
объяснительно-иллюстративный;
метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до
обучающихся сложный материал;
метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные
педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по
усвоению знаний на практических занятиях.
проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая
задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень
обучения;
закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;
диалоговый и дискуссионный.
Приемы образовательной деятельности:
конкурсы,
наглядный (рисунки, схемы),
создание творческих работ.
Занятие состоит из теоретической (беседа) и практической части, создаются все
необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в
зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом
возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Основные образовательные процессы: конкурсы.
Форма организации учебных занятий:
беседа;
творческая мастерская.
Типы учебных занятий:
11
первичного ознакомления с материалом;
усвоение новых знаний;
комбинированный;
практические занятия;
закрепление, повторение;
итоговое.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего
срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях
обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для
оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии,
определяющие развитие творческих способностей у обучающихся: соответствия результатов
освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.
Результатом усвоения обучающимися программы являются: формирование системы
знаний, умений и навыков; развитие интересов детей, общих и специальных способностей.
Учебно-методические средства обучения:
учебно-методические пособия для педагога и обучающихся.
Педагогические технологии:
В процессе обучения по программе используются разнообразные педагогические
технологии:
технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное развитие
личности, на основе активно-деятельного способа обучения, учитывающие закономерности
развития и особенности индивидуума;
технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие
индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление,
раскрытие и использование его опыта;
технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение каждого
обучающегося на уровне его возможностей и способностей.
В практике выступают различные комбинации этих технологий, их элементов.
12