самоделкин-фантазёр2024

Министерство образования Тверской области
муниципальное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Согласовано
педагогическим советом МУ ДО ДДТ
Протокол № 6 от «___» июня 2024 г.,

Утверждено:
Директор МУ ДО ДДТ
__________Н. В. Соловьева

Согласовано:
Директор МОУ Лесная СОШ
__________ Н. Н. Иванова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Самоделкин-фантазёр»

Направленность: техническая
Форма реализации: сетевая форма
Общий объем программы в часах: 72 часа
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Уровень: стартовый
Автор: педагог дополнительного образования
Кудрявцева Мария Александровна

Рег.№39

с. Лесное – 2024 г.
1

Информационная карта программы

Наименование
программы

Дополнительная
общеразвивающая
фантазёр»

общеобразовательная
программа
«Самоделкин-

Направленность

техническая

Разработчик программы

Кудрявцева Мария Александровна

Общий объем часов по
программе

72 часа

Форма реализации

очная

Целевая категория
обучающихся

Обучающиеся в возрасте 7-9 лет

Аннотация программы

Данная программа направлена на развитие фантазии,
воображения,
художественно-конструкторских
способностей и нестандартного мышления.

Планируемый результат
реализации программы

Обучающиеся должны знать и уметь:
 название
и
назначение
инструментов
и
приспособлений ручного труда.
 линии чертежа: линия видимого контура, линия
невидимого контура, линия сгиба, осевая или
центральная линия, сплошная линия.
 различия между макетом и моделью.
 правила безопасного труда и личной гигиены при
работе с различными материалами.
 что такое бумажная пластика. Основные приёмы
работы с бумагой. Терминологию, применяемую
при изготовлении изделий.
 основные приёмы отделки и значение деталировки
при экспонировании модели или макета.
 совершать простейшие операции с уголком
чертежным, лекалом.
 изготавливать силуэты из плотной бумаги при
помощи осевой симметрии.
 конструировать поделки с учетом дизайна и
эргономики.

2

1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Самоделкинфантазёр» составлена в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
 Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 31.03.2022 г. № 678-р).
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
 Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.06.2024 № 7 «О
мероприятиях по профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2024-2025 годов».
 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
 Приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ»
Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей».
Направленность программы – техническая. Данная программа направлена на обучение детей с 7
до 9 лет с целью пробудить у обучающихся интерес к техническому направлению. Программа
направлена на развитие творческих способностей, помогает реализовать себя в творчестве и в
общении со сверстниками, а так же на формирование у воспитанников собственных навыков,
умений и творческих способностей.
Актуальность программы определяется тем, что она является комплексной, вариативной,
предполагает формирование ценностных технических и эстетических ориентиров, художественноэстетической оценки и овладение основами технической творческой деятельности. Она дает
возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя мир технического творчества,
конструкторов и изобретателей, проявить и реализовать свои творческие способности.
В программе органически сочетаются разнообразные образовательные и досуговые формы
деятельности.
Начальное техническое моделирование является первой ступенью системы непрерывного
технического образования и подготовительным этапом для спортивно-технических видов спорта
таких как: авиамоделизм, автомоделизм, судомоделизм. Оно дает представление детям о том, как
велик и интересен мир машин и механизмов, знакомит с работой конструктора и изобретателя,
формирует задатки политехнических знаний в области техники, воспитывает упорство, силу воли,
терпение и усидчивость, развивает способности для работы с различными материалами и
инструментами.
Цель реализации программы: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес
к техническому творчеству и познанию окружающего мира и своей роли в нем, как изобретателя;
формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе для самореализации в
обществе.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширять общий культурный, естественнонаучный, политехнический кругозор учащихся;
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития технического
творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе;
3

- научить детей ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, самостоятельно планировать свою работу;
- дать основу графической грамоты - научить читать чертежи, работать с чертёжными инструментами, шаблоном и выкройками;
- формировать устойчивый интерес детей к технике и основным понятиям устройства машин и
механизмов;
- научить детей общению и работе в коллективе.
Развивающие:
- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться
успешного достижения поставленных целей;
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию,
наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику рук, глазомер;
- развитие художественного видения объекта макетирования и моделирования;
- развитие интереса к поисковой работе.
Воспитательные:
- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой
культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и
духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали:
доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости
по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
- способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и
самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой
деятельности;
- воспитание таких качеств личности, как терпение и усидчивость.
Новизна программы состоит в том, что она обладает целым рядом уникальных возможностей для
распознавания, развития общих и творческих способностей, личностное самоопределение и
самореализацию, для обогащения внутреннего мира обучающегося. Программа способствует
зарождению и познанию интереса у обучающихся к техническому моделированию и развитию
конструкторских способностей и мышлению. В основу программы положена идея развития
познавательной и креативной сфер обучащихся, их способности образно (а иногда, и нестандартно)
мыслить и практически воспроизводить свой замысел средствами технического моделирования.
Отличительной особенностью данной программы является система работы с бумагой, которая
построена по принципу от простого к сложному, схемы и чертежи легко воспринимаются
зрительно. Программа позволяет индивидуализировать сложность работы: более сильным детям
будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу менее
сложную. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даст возможность
предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к
творчеству.
Функции программы
Образовательная функция заключается в организации обучения детей конструированию и
моделированию из бумаги и картона.
Компенсаторная функция программы реализуется посредством чередования различных
видов деятельности обучающихся, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что каждый обучающийся
ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия с другими участниками программы, преодолевая
проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает индивидуальный
способ самореализации, успешного существования в реальном мире.

4

Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 9 лет,
без ограничений возможностей здоровья, проявляющих интерес к конструкторско-технологической
деятельности.
Количество обучающихся в группе – 15 человек.
Форма обучения: очная
Уровень программы: стартовый
Форма реализации образовательной программы: сетевая
Организационная форма обучения: групповая.
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
 словесный – беседа, обсуждение, рассказ;
 наглядный – показ презентаций;
 практический – самостоятельное выполнение заданий.
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:

объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию;

репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;

исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы.
По логичности подхода:

аналитический – анализ этапов выполнения заданий.
Возможные формы проведения занятий:

на этапе изучения нового материала – объяснение, демонстрация;

на этапе практической деятельности – практическая работа;

на этапе освоения навыков – творческое задание;

на этапе проверки полученных знаний – выставка.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:

осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

умение принимать и сохранять учебную задачу;

умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;

умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой
цели;

способность адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников;

умение различать способ и результат действия;

умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения
задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;

способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
5


умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

Познавательные универсальные учебные действия:

умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;

умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;

умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

умение выслушивать собеседника и вести диалог;

способность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;

умение планировать учебное сотрудничество с педагогом-наставником и
сверстниками: определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи.
Компетентностный подход реализации программы позволяет осуществить формирование у
обучающегося как личностных, так и профессионально-ориентированных компетенций через
используемые формы и методы обучения, нацеленность на практические результаты.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:
универсальные компетенции:
−
умение ставить вопросы, выбирать наиболее эффективные решения задач в
зависимости от конкретных условий;
−
проявление технического мышления, познавательной деятельности, творческой
инициативы, самостоятельности;
−
способность творчески решать технические задачи;
−
способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения
поставленных целей.
предметные результаты:
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
 разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок.
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
 работать с бисером, пластилином, различными видами бумаги, рисовать.
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
 различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями,
необходимыми в работе.
Мониторинг образовательных результатов
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе имеет
три основных критерия:
1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии, способов и типовых
решений в сфере декоративно-прикладного творчества.
2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность ценностных
ориентаций в сфере общения.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере декоративно-прикладного творчества –
определяется как интерес обучающегося к кружковым занятиям.
Способы определения результативности реализации программы и формы подведения итогов
реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности усвоения
программного материала.
6

Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого
обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль успеваемости носит
безотметочный характер и служит для определения педагогических приемов и методов для
индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде
конкурсов и представления практических результатов выполнения заданий. Конкретные
проверочные задания разрабатывает педагог с учетом возможности проведения промежуточного
анализа процесса формирования компетенций.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела,
темы или в конце определенного периода обучения.
Формы контроля: педагогическое наблюдение за ходом выполнения практических заданий,
выставка, конкурс.
Итоговая аттестация – проводится педагогом с целью оценки качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы после
завершения ее изучения.
В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность освоения
программы.
Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Критерии оценивания сформированности компетенций
Уровень
Описание поведенческих проявлений
1 уровень Обучающийся не владеет навыком, не понимает его важности, не
недостаточный
пытается его применять и развивать.
2 уровень –
Обучающийся находится в процессе освоения данного навыка.
развивающийся
Обучающийся понимает важность освоения навыков, однако не всегда
эффективно применяет его в практике.
3 уровень – опытный
Обучающийся полностью освоил данный навык.
пользователь
Обучающийся эффективно применяет навык во всех стандартных,
типовых ситуациях.
4 уровень –
Особо высокая степень развития навыка.
продвинутый
Обучающийся способен применять навык в нестандартных ситуациях
пользователь
или ситуациях повышенной сложности.
5 уровень – мастерство Уровень развития навыка, при котором обучающийся становится
авторитетом и экспертом в среде сверстников. Обучающийся способен
передавать остальным необходимые знания и навыки для освоения и
развития данного навыка.
Таблица 2
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
Результат
программы
Высокий уровень
освоения программы

Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание
теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в
качественный продукт

Средний уровень
освоения программы

Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание
теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в
продукт, требующий незначительной доработки

Низкий уровень
освоения программы

Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в
учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
7

содержание программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не
соответствует требованиям
2. Содержание программы.
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Самоделкин-фантазёр»
№
п/п

Название раздела, темы

1

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

2

Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним

11

1

10

3

Понятие о моделях и макетах. Понятие о
масштабе

2

1

1

4

Техническое конструирование

3

1

2

5

Изготовление сувениров и игрушек из
природного материала

7

1

6

6

Бумагопластика

25

1

24

7

Макеты военной техники

4

1

3

8

Макеты космической техники

4

1

3

9

Изготовление композиций

11

1

10

10

Массовые мероприятия

2

0

2

11

Итоговое занятие

2

0

2

Итого

72

9

63

2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Самоделкин-фантазёр»
№
п/п

Название раздела, темы

1

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

1

1

-

Беседа, педагогическое
наблюдение

2

Чертеж, как язык
техники. Изготовление
простейших чертежей и
выкроек по ним

11

1

10

Наблюдение, обсуждение,
корректировка

3

Понятие о моделях и
макетах. Понятие о
масштабе

2

1

1

Наблюдение, обсуждение,
корректировка

8

4

Техническое
конструирование

3

1

2

Наблюдение, обсуждение,
корректировка

5

Изготовление сувениров
и игрушек из
природного материала

7

1

6

Наблюдение, обсуждение,
корректировка

6

Бумагопластика

25

1

24

Наблюдение, обсуждение,
корректировка

7

Макеты военной
техники

4

1

3

Наблюдение, обсуждение,
корректировка

8

Макеты космической
техники

4

1

3

Наблюдение, обсуждение,
корректировка

9

Изготовление
композиций

11

1

10

Наблюдение, обсуждение,
корректировка

10

Массовые мероприятия

2

0

2

Наблюдение

11

Итоговое занятие

2

0

2

Наблюдение

Итого

72

9

63

2.3 Календарно-тематический план-график проведения занятий
по дополнительной общеразвивающей программе «Самоделкин-фантазёр»
Дата
№
запланирован Дата по факту
п/п
ная
1

04.09.2024

2

05.09.2024

3

11.09.2024

4

12.09.2024

5

18.09.2024

6

19.09.2024

7

25.09.2024

8

26.09.2024

9

02.10.2024

Название темы
Вводное занятие. Техника безопасности
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
«Знакомство с линиями чертежа»
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
«Изготовление игольниц»
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
«Изготовление игольниц»
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
«Изготовление игольниц»
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
«Корабль»
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
«Самолет»
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
«Динозавр»
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
9

Кол-во
Примечание
часов
1
1

1

1

1

1

1

1
1

10

03.10.2024

11

09.10.2024

12

10.10.2024

13

16.10.2024

14

17.10.2024

15

23.10.2024

16

24.10.2024

17

30.10.2024

18

31.10.2024

19

06.11.2024

20

7.11.2024

21

13.11.2024

22

14.11.2024

23

20.11.2024

24

21.11.2024

25

27.11.2024

26
27
28
29
30
31
32
33

28.11.2024
04.12.2024
05.12.2024
11.12.2024
12.12.2024
18.12.2024
19.12.2024
25.12.2024

«Кошка»
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
«Белка»
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
«Мишка»
Чертеж, как язык техники. Изготовление
простейших чертежей и выкроек по ним.
«Зайчик»
Понятие о моделях и макетах. Понятие о
масштабе. «Различие между макетом и
моделью»
Понятие о моделях и макетах. Понятие о
масштабе. «Увеличение и уменьшение
чертежа»
Техническое конструирование. «Что такое
дизайн и эргономика»
Техническое конструирование.
«Конструирование поделок с учетом
эргономики и дизайна»
Техническое конструирование.
«Конструирование поделок с учетом
эргономики и дизайна»
Изготовление сувениров и игрушек из
природного материала. «Композиция
осень»
Изготовление сувениров и игрушек из
природного материала. «Композиция
осень»
Изготовление сувениров и игрушек из
природного материала. «Композиция
весна»
Изготовление сувениров и игрушек из
природного материала. «Композиция
весна»
Изготовление сувениров и игрушек из
природного материала. «Композиция
зима»
Изготовление сувениров и игрушек из
природного материала. «Композиция
зима»
Изготовление сувениров и игрушек из
природного материала. «Композиция лето»
Бумагопластика. «С чего началось это
направление» - беседа.
Бумагопластика. «Плот»
Бумагопластика. «Дом»
Бумагопластика. «Стакан»
Бумагопластика. «Куб»
Бумагопластика. «Гоночная машина»
Бумагопластика.. «Автобус»
Бумагопластика. «Камаз»
Бумагопластика. «Пожарная машина»
10

1

1

1

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

26.12.2024
09.01.2025
15.01.2025
16.01.2025
22.01.2025
23.01.2025
29.01.2025
30.01.2025
05.02.2025
06.02.2025
12.02.2025
13.02.2025
19.02.2025
20.02.2025
26.02.2025
27.02.2025
05.03.2025
06.03.2025
12.03.2025
13.03.2025
19.03.2025

Бумагопластика. «Павлин»
Бумагопластика. «Сова»
Бумагопластика. «Пингвин»
Бумагопластика. «Лев»
Бумагопластика. «Карандашница»
Бумагопластика. «Карандашница»
Бумагопластика. «Закладка»
Бумагопластика. «Корзинка»
Бумагопластика. «Корзинка»
Бумагопластика. «Заяц»
Бумагопластика. «Открытка»
Бумагопластика. «Открытка»
Бумагопластика. «Лягушка»
Бумагопластика. «Мышка»
Бумагопластика. «Голубь»
Бумагопластика. «Летучая мышь»
Макеты военной техники. «Танк»
Макеты военной техники. «Танк»
Макеты военной техники. «Самолет»
Макеты военной техники. «Самолет»
Макеты космической техники. «Ракета»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

55

20.03.2025

Макеты космической техники. «Ракета»

1

56
57
58
59
60
61

26.03.2025
27.03.2025
02.04.2025
03.04.2025
09.04.2025
10.04.2025

1
1
1
1
1
1

62

16.04.2025

63
64
65

17.04.2025
23.04.2025
24.04.2025

66

30.04.2025

67
68
69
70
71
72

07.05.2025
14.05.2025
15.05.2025
21.05.2025
22.05.2025
28.05.2025

Макеты космической техники. «Луноход»
Макеты космической техники. «Луноход»
Изготовление композиций. «Деревенька»
Изготовление композиций. «Деревенька»
Изготовление композиций. «Город»
Изготовление композиций. «Город»
Изготовление композиций. «Космическое
приключение»
Изготовление композиций. «Дорога»
Изготовление композиций. «Дорога»
Изготовление композиций. «Дорога»
Изготовление композиций.
Свободная тема
Изготовление композиций. Свободная тема
Изготовление композиций. Свободная тема
Массовые мероприятия
Массовые мероприятия
Итоговое занятие
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2.4. Календарный учебный график реализации программы
Количество
Даты
Количество часов
Год
учебных
Название раздела,
начала и
Продолжитель
обучени
модуля, темы
оконность каникул
практи
я
всего теория
недель дней
чания
ка
1

«Самоделкинфантазёр»

72

9

63

36

11

72

02.09.24
10 дней,
30.05.25 28.12.2024-07.01.2025

3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Самоделкин-фантазёр»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МОУ Лесная СОШ.
Для занятий необходимо помещение – учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
Наименование
Количество
Профильное оборудование
Кабинет для занятий
1
Ученические столы
8
Ученические стулья
15
Стол для учителя
1
Стул для учителя
1
Компьютерное оборудование
ноутбук
1
мышь
1
Презентационное оборудование
Интерактивная панель
1
Доска
1
Программное обеспечение
Офисное ПО
1
Антивирус
1
3.2 Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
1. Богатеева З.Л.- “Чудесные поделки из бумаги”, М. : Просвещение, 1992.
2. Гордон В.О.- “Почему так чертят”: Пособие для учителей. [Перевод] / В. Гордон, Е.
Старожилец. - Каунас : Швиеса, 1985.
3. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. Под ред. Г.И. Житомирского. 2-е издание,
переработанное. М., Просвещение, 1989.
4. Журавлева А.П., Болотина Л.А. 'Начальное техническое моделирование' - Москва:
Просвещение, 1982 - с.158.
5. Калмыков В.О. «Сделай сам», Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
6. Карпинский А., Смолис С. Модели судов из картона. Ленинград «Судостроение» 1989.
7. Кротов И.В.- МОДЕЛИ РАКЕТ Кротов И.В. Ордена "Знак почета" издательство ДОСААФ
СССР. Москва 1979.
8. Максимихин И.А. Как построить модель корабля Пособие для учащихся. — Ленинград:
Учпедгиз, 1956. —221 с.
9. Минервин Г.Б.- “О красоте машин и вещей”: Для учащихся ст. классов / Г. Б. Минервин, В. М.
Мунипов. - Москва : Просвещение, 1975.
10. Перевертень П.И.- “Техническое творчество в начальных классах: книга для учителя по
внеклассной работе / Г. И. Перевертень. - Москва : Просвещение, 1988.
11. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества», издательский дом «Федоров»,
2000. 3.Литвиненко В.М., Аксенов Н.В. «Игрушки из ничего», Санкт-Петербург, издательство
«Кристалл»,2000.
Литература для обучающегося
1. 200 моделей для умелых рук - С. – П. «Кристалл», 2009. –64с.
2. Докучаева Н. Мастерим бумажный мир. С-Пб.: «Диамант» «Валерии»,1997.
3. Заворотов В.А. От идеи до модели – М.: Просвещение, 1988.
4. Игрушки своими руками (сборник). М.: ОЛМА - ПРЕСС 2001
5. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. Забавные поделки, крупные и мелкие, «Харвест», 2005.
6. Тимофеева М.С. Твори, выдумывай, пробуй – М.: Просвещение, 1986.
7. Фетцер В.В. Начальное техническое моделирование – Ижевск, 1988.
12

Литература для родителей
1. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить – М.: Просвещение, 1984г.
2. Научно-познавательная литература. Делай и играй. – Тверь: Изд-во «Росмэн», 1995.
3. Петракова. Подарки своими руками. Готовимся к празднику. –М.: Эксмо, 2009. – 128с
4. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. Уроки мастерства. Уроки творчества.:
Учебники для 1 -3 класса, 2002.
Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы
1.
Поделки из бумаги: [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/search
2.
Поделки своими руками: [Электронный ресурс]. URL: http://www.podelki-rukami-svoimi.ru
3.
Поделки из бумаги своими руками. Поделки в технике квилинг и оригами. Поделки к 23
февраля. Поделки машинки своими руками. Поделки самолеты из бумаги. Поделки из бумаги на
новый год. Поделки из бросового материала: [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru
3.3 Использование дистанционных образовательных технологий
при реализации программы
3.4 Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог Кудрявцева Мария Александровна, имеющий среднее
профессиональное по профилю педагогической деятельности образование.
Особенности организации образовательной деятельности:
Работа с обучающимися построена следующим образом: от простого и доступного к более
сложному и необычному.
Обучение строится на следующих принципах: доступность, последовательность,
сотрудничество, наглядность, активность, и т.д.
Методы образовательной деятельности:
В период обучения применяются такие методы обучения и воспитания, которые позволят
установить взаимосвязь деятельности педагога и обучающегося, направленную на решение
образовательно-воспитательных задач.
По уровню активности используются методы:

объяснительно-иллюстративный;

метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся
сложный материал;

метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные
педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по
усвоению знаний на практических занятиях.

проблемного изложения материала, когда перед обучающимся ставится некая задача,
позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения;

закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков;

диалоговый и дискуссионный.
Приемы образовательной деятельности:

конкурсы,

наглядный (рисунки, схемы),

создание творческих работ.
Занятие состоит из теоретической (беседа) и практической части, создаются все
необходимые условия для творческого развития обучающихся. Каждое занятие строится в
зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом
возрастных особенностей детей, их индивидуальной подготовленности.
Основные образовательные процессы: конкурсы.
Форма организации учебных занятий:

беседа;

творческая мастерская.
Типы учебных занятий:

первичного ознакомления с материалом;

усвоение новых знаний;

комбинированный;

практические занятия;
13




закрепление, повторение;
итоговое.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего
срока реализации программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях
обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для
оценки эффективности образовательной программы выбраны следующие критерии, определяющие
развитие творческих способностей у обучающихся: соответствия результатов освоения программы
заявленным целям и планируемым результатам обучения.
Результатом усвоения обучающимися программы являются: формирование системы
знаний, умений и навыков; развитие интересов детей, общих и специальных способностей.
Учебно-методические средства обучения:

учебно-методические пособия для педагога и обучающихся.
Педагогические технологии:
В процессе обучения по программе используются разнообразные педагогические
технологии:

технологии развивающего обучения, направленные на общее целостное развитие
личности, на основе активно-деятельного способа обучения, учитывающие закономерности
развития и особенности индивидуума;

технологии личностно-ориентированного обучения, направленные на развитие
индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление,
раскрытие и использование его опыта;

технологии дифференцированного обучения, обеспечивающие обучение каждого
обучающегося на уровне его возможностей и способностей.
В практике выступают различные комбинации этих технологий, их элементов.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».