ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Волшебный сундучок»
Направленность: художественная
Форма реализации: сетевая форма
Общий объем программы в часах: 72 часа
Возраст обучающихся: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Уровень: стартовый
Автор: педагог дополнительного образования
Кудрявцева Мария Александровна
Рег.№40
с.Лесное – 2024
Информационная карта программы
Наименование
программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Волшебный сундучок»
Направленность
художественная
Разработчик программы
Кудрявцева Мария Александровна
Общий объем часов по
программе
72 часа
Форма реализации
очная
Целевая категория
обучающихся
Обучающиеся в возрасте 7-14 лет
Аннотация программы
Содержание программы адаптировано к потребностям
детей с ограниченными возможностями здоровья и
направлено на развитие познавательных процессов,
на создание первоначальных основ в области декоративноприкладного творчества,
развитие познавательного
интереса, творческих способностей учащихся с учетом
уровня их возможностей.
По итогам обучающиеся научатся:
технологическому процессу изготовления поделок;
соблюдать правила безопасного труда при работе с
различными инструментами ручного труда, соблюдая
правила техники безопасности;
уметь планировать свои действия с помощью
педагога;
организовывать совместную деятельность с педагогом и
сверстниками.
Планируемый результат
реализации программы
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный
сундучок» составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ
от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.06.2024 № 7 «О
мероприятиях по профилактике гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и
новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2024-2025 годов».
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Приказа Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 882/391 «Об
организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»
Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей».
Направленность программы – художественная. Содержание программы адаптировано к
потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и направлено на развитие
познавательных процессов, на создание первоначальных основ в области декоративноприкладного творчества, развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся с
учетом уровня их возможностей.
Программа направлена на успешную социализацию и адаптацию детей в условиях
инклюзивного образования.
Актуальность программы Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в
художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления
их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения
психоэмоционального состояния и развития.
Цель реализации программы: получение первоначальных знаний, приобретение
практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных
способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
Обучающие:
освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами,
обеспечивающими изготовление поделок;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов;
обучить технологиям различных видов рукоделия.
Развивающие:
развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к
природному окружению;
развитие мелкой моторики рук;
развитие креативного мышления;
развитие воображения, представления, глазомера, эстетического вкуса, чувства меры.
Воспитательные:
воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;
воспитание целеустремленности, настойчивости в достижении результата;
развитие коммуникативных способностей.
Новизна программы. Программа опирается на принципы жизненной определенности,
доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на творческую
реабилитацию детей с ОВЗ основанную на искусстве, в первую очередь декоративную и
творческую деятельности. Основная цель данного подхода состоит в гармонизации развития
личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Отличительной особенностью является ее адаптированность под детей с ограниченными
возможностями здоровья. Программа ориентирована на создание условий для творческого
развития личности учащихся. Изучение различных приемов декоративно-прикладного творчества
на основе применения арт-терапии, трудотерапии (методика лечения при помощи
художественного творчества, трудовой деятельности) направлено на повышение уверенности
детей в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным
учетом этих особенностей.
Функции программы
Образовательная функция заключается в организации обучения детей различным видам
техники декоративно-прикладного творчества в рамках данной программы.
Компенсаторная функция программы реализуется посредством чередования различных
видов деятельности обучающихся, характера нагрузок, темпов осуществления деятельности.
Социально–адаптивная функция программы состоит в том, что каждый обучающийся
ежедневно отрабатывает навыки взаимодействия с другими участниками программы,
преодолевая проблемно-конфликтные ситуации, переживая успехи и неудачи, вырабатывает
индивидуальный способ самореализации, успешного существования в реальном мире.
Адресат программы. Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 7 до 14 лет
с ОВЗ, проявляющих интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Количество обучающихся в группе – от 10 человек.
Форма обучения: очная.
Уровень программы: стартовый.
Форма реализации образовательной программы: сетевая.
Организационная форма обучения: групповая.
Режим занятий: занятия с обучающимися проводятся 2 раза в неделю по 45 минут.
При организации учебных занятий используются следующие методы обучения:
По внешним признакам деятельности педагога и обучающихся:
словесный – беседа, обсуждение, рассказ;
наглядный – показ презентаций;
практический – самостоятельное выполнение заданий.
По степени активности познавательной деятельности обучающихся:
объяснительно-иллюстративные – обучающиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
исследовательский – овладение обучающимися методами научного познания,
самостоятельной творческой работы.
По логичности подхода:
аналитический – анализ этапов выполнения заданий.
Возможные формы проведения занятий:
на этапе изучения нового материала – объяснение, демонстрация;
на этапе практической деятельности – практическая работа;
на этапе освоения навыков – творческое задание;
на этапе проверки полученных знаний – выставка.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий;
развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать трудности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой
цели;
способность адекватно воспринимать оценку педагога и сверстников;
умение различать способ и результат действия;
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения
задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
способность проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных
ситуациях;
умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об
объекте;
умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выслушивать собеседника и вести диалог;
способность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
умение планировать учебное сотрудничество с педагогом-наставником и
сверстниками: определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи.
Компетентностный подход реализации программы позволяет осуществить формирование у
обучающегося как личностных, так и профессионально-ориентированных компетенций через
используемые формы и методы обучения, нацеленность на практические результаты.
В процессе обучения по программе у обучающегося формируются:
универсальные компетенции:
−
умение ставить вопросы, выбирать наиболее эффективные решения задач в
зависимости от конкретных условий;
−
проявление технического мышления, познавательной деятельности, творческой
инициативы, самостоятельности;
−
способность творчески решать технические задачи;
−
способность правильно организовывать рабочее место и время для достижения
поставленных целей.
предметные результаты:
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать:
разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок.
В результате освоения программы, обучающиеся должны уметь:
работать с пластилином, различными видами бумаги, рисовать.
В результате освоения программы, обучающиеся должны владеть:
различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями,
необходимыми в работе.
Мониторинг образовательных результатов
Система отслеживания, контроля и оценки результатов обучения по данной программе
имеет три основных критерия:
1. Надежность знаний и умений – предполагает усвоение терминологии, способов и
типовых решений в сфере декоративно-прикладного творчества.
2. Сформированность личностных качеств – определяется как совокупность ценностных
ориентаций в сфере общения.
3. Готовность к продолжению обучения в сфере декоративно-прикладного творчества –
определяется как интерес обучающегося к кружковым занятиям.
Способы определения результативности реализации программы и формы подведения
итогов реализации программы
В процессе обучения проводятся разные виды контроля результативности усвоения
программного материала.
Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого
обучающегося, процессом формирования компетенций. Текущий контроль успеваемости носит
безотметочный характер и служит для определения педагогических приемов и методов для
индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки плана работы с группой.
Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде
конкурсов и представления практических результатов выполнения заданий. Конкретные
проверочные задания разрабатывает педагог с учетом возможности проведения промежуточного
анализа процесса формирования компетенций.
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела,
темы или в конце определенного периода обучения.
Формы контроля: педагогическое наблюдение за ходом выполнения практических заданий,
выставка, конкурс.
Итоговая аттестация – проводится педагогом с целью оценки качества освоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы после
завершения ее изучения.
В процессе проведения итоговой аттестации оценивается результативность освоения
программы.
Критерии оценивания приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Критерии оценивания сформированности компетенций
Уровень
Описание поведенческих проявлений
1 уровень Обучающийся не владеет навыком, не понимает его важности, не
недостаточный
пытается его применять и развивать.
2 уровень –
Обучающийся находится в процессе освоения данного навыка.
развивающийся
Обучающийся понимает важность освоения навыков, однако не
всегда эффективно применяет его в практике.
3 уровень –
Обучающийся полностью освоил данный навык.
опытный
Обучающийся эффективно применяет навык во всех стандартных,
пользователь
типовых ситуациях.
4 уровень –
Особо высокая степень развития навыка.
продвинутый
Обучающийся способен применять навык в нестандартных
пользователь
ситуациях или ситуациях повышенной сложности.
5 уровень –
Уровень развития навыка, при котором обучающийся становится
мастерство
авторитетом и экспертом в среде сверстников. Обучающийся
способен передавать остальным необходимые знания и навыки для
освоения и развития данного навыка.
Таблица 2
Критерии оценивания уровня освоения программы
Уровни освоения
программы
Результат
Высокий уровень
Обучающиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной,
освоения программы познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание
программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание
теоретического материала, практическое применение знаний
воплощается в качественный продукт
Средний уровень
Обучающиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
хорошее знание теоретического материала, практическое применение
знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки
Низкий уровень
Обучающиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в
освоения программы учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание программы. На итоговом тестировании показывают
недостаточное знание теоретического материала, практическая работа
не соответствует требованиям
2. Содержание программы
2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волшебный сундучок»
№
п/п
Название раздела, модуля, темы
1
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие. ТБ при работе с
инструментами
1
1
-
2
Бисероплетение
20
1
19
3
Изготовление поделок из
пластилина
20
1
19
4
Работа с бумагой и картоном
20
0
20
11
-
11
72
3
69
Изготовление сувениров
5
Итого
№
п/п
1
2.2 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Волшебный сундучок»
в том числе
Форма
Наименование раздела, модуля,
Кол-во
прак
аттестации/
темы
часов,
теория
тика
всего
контроля
Вводное занятие, ТБ при работе с
инструментами
1
1
-
Бисероплетение
20
1
19
2
Вводная, тест
Наблюдение,
выставка
3
Изготовление поделок из
пластилина
20
1
19
Наблюдение,
выставка
Работа с бумагой и картоном
20
0
20
Наблюдение,
выставка
Изготовление сувениров
11
-
11
72
3
69
4
5
Итого
2.3 Календарно-тематический план-график проведения занятий
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный
сундучок»
Форма
Кол-во
организации
№ Дата прове- Дата по
Приме
Тема занятия
часов,
обучения
п/п дения занятия факту
чание
всего
теория практика
04.09.2024
Вводное занятие, ТБ при работе с
инструментами
1
1
0
2
05.09.2024
«Бисероплетение». Инструменты и
материалы, необходимые для
работы. - История развития
бисероплетения.
1
1
0
3
11.09.2024
«Бисероплетение». «Колечко»
1
0
1
4
12.09.2024
1
0
1
5
18.09.2024
1
0
1
6
19.09.2024
1
0
1
7
25.09.2024
1
0
1
8
26.09.2024
1
0
1
9
02.10.2024
1
0
1
10
03.10.2024
1
0
1
11
09.10.2024
1
0
1
12
10.10.2024
1
0
1
13
16.10.2024
1
0
1
14
17.10.2024
1
0
1
15
23.10.2024
1
0
1
16
24.10.2024
1
0
1
1
«Бисероплетение». «Браслет»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Стрекоза»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Стрекоза»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Стрекоза»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Мышка»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Мышка»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Мышка»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Мышка»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Паучок»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Паучок»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Паучок»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Паучок»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
17
30.10.2024
18
31.10.2024
19
6.11.2024
20
7.11.2024
21
13.11.2024
22
14.11.2024
23
20.11.2024
24
21.11.2024
25
27.11.2024
26
28.11.2024
27
4.12.2024
28
29
30
5.12.2024
11.12.2024
12.12.2024
31
18.12.2024
32
19.12.2024
33
25.12.2024
34
26.12.2024
35
09.01.2025
36
15.01.2025
37
16.01.2025
38
39
22.01.2025
23.01.2025
40
29.01.2025
41
30.01.2025
42
05.02.2025
из бисера на проволоке «Зайчик»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Зайчик»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Зайчик»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Зайчик»
«Бисероплетение». Плоские фигурки
из бисера на проволоке «Зайчик»
«Бисероплетение». Свободная тема
«Работа с пластилином». Способы
работы с пластилином.
«Работа с пластилином». «Весёлый
снеговик»
«Работа с пластилином».
«Динозаврик»
«Работа с пластилином». «Изделие
«Семейка грибов»
«Работа с пластилином». «Изделие
«Семейка грибов»
«Работа с пластилином».
«Композиция»
«Работа с пластилином». Цыпленок
«Работа с пластилином». Курочка
«Работа с пластилином». Петушок
«Работа с пластилином».
Соединение фигурок в общую
комозицию
«Работа с пластилином». Слоненок
«Работа с пластилином». Жар-птица
картина
«Работа с пластилином». Жар-птица
картина
«Работа с пластилином». Жар-птица
картина
«Работа с пластилином». Сова
картина
«Работа с пластилином». Сова
картина
«Работа с пластилином». Зебра
«Работа с пластилином». Мышка
«Работа с пластилином». Свободная
тема
«Работа с пластилином». Свободная
тема
Работа с бумагой и картоном.
«Рыбка»
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
1
0
0
0
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
1
0
0
1
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
43
06.02.2025
44
12.02.2025
45
13.02.2025
46
19.02.2025
47
20.02.2025
48
26.02.2025
49
27.02.2025
50
05.03.2025
51
06.03.2025
52
12.03.2025
53
13.03.2025
54
19.03.2025
55
20.03.2025
56
26.03.2025
57
27.03.2025
58
02.04.2025
59
03.04.2025
60
09.04.2025
61
10.04.2025
62
16.04.2025
63
17.04.2025
64
23.04.2025
65
24.04.2025
66
30.04.2025
67
07.05.2025
Работа с бумагой и картоном.
«Цыпленок»
Работа с бумагой и картоном
«Домик»
Работа с бумагой и картоном.
«Плот»
Работа с бумагой и картоном.
«Флаг»
Работа с бумагой и картоном.
«Пингвин»
Работа с бумагой и картоном.
«Птичка»
Работа с бумагой и картоном.
«Скворечник»
Работа с бумагой и картоном. «Дед
Мороз»
Работа с бумагой и картоном.
«Снеговик»
Работа с бумагой и картоном
«Космос»
Работа с бумагой и картоном.
«Снегурочка»
Работа с бумагой и картоном.
«Эльф»
Работа с бумагой и картоном.
«Гномик»
Работа с бумагой и картоном.
«Снегирь»
Работа с бумагой и картоном.
«Ворон»
Работа с бумагой и картоном.
«Змея»
Работа с бумагой и картоном «Сова»
Работа с бумагой и картоном.
«Мишка»
Работа с бумагой и картоном.
«Собачка»
Работа с бумагой и картоном.
«Юла»
Изготовление сувениров. Декупаж
на баночке
Изготовление сувениров. Декупаж
на баночке
Изготовление сувениров. Декупаж
на диске
Изготовление сувениров.
Подсвечник
Изготовление сувениров.
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
1
0
1
68
14.05.2025
69
70
71
72
15.05.2025
21.05.2025
22.05.2025
28.05.2025
Карандашница
Изготовление сувениров.
Карандашница
Изготовление сувениров. Сумочка
Изготовление сувениров. Сумочка
Изготовление сувениров. Ваза
Изготовление сувениров. Ваза
1
0
1
1
1
1
1
0
0
0
0
1
1
1
1
2.4. Календарный учебный график реализации программы
Год
обучени
я
1
Название раздела,
модуля, темы
«Волшебный
сундучок»
Количество часов
всего теория
72
3
практика
69
Количество
Даты начала и
учебных
окон-чания
недель дней
36
72
02.09.24
30.05.25
3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебный сундучок»
3.1. Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется на базе МОУ Лесная СОШ.
Для занятий необходимо помещение – учебный кабинет, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
№
Количество,
Наименование
п/п
шт.
1
Профильное оборудование
1.1
Кабинет для занятий
1
1.2
Ученические столы
5
1.3
Ученические стулья
10
1.4
Стол для учителя
1
1.5
Стул для учителя
1
2
Компьютерное оборудование
2.1
ноутбук
1
2.2
мышь
1
3
Презентационное оборудование
3.1
Интерактивная панель
1
3.2
Доска
1
4
Программное обеспечение
4.1
Офисное ПО
1
4.2
Антивирус
1
3.2 Информационное обеспечение
Список рекомендованной литературы
Для педагога
1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.М.:Изд-во Эксмо,2005.-С. 64.
2. Иванова Л.В. Украшения для вашего дома своими руками. (Сказочное рукоделие). –
Ярославль: Академия развития, 2011. – С.64.
3. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера: Изд – во Культура и традиции, 2006, 2008. – С. 78.
4. Свешникова Т.А. Природные материалы. (Мастер-класс на дому)- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,
2010. ил.- С. 80.
5. Тимаер А. Нарядные прихватки. – М.:Мой мир, 2005. – С.80.
Литература для детей и родителей
Аполозова Л.М. Бисероплетение: Изд – во Культура и традиции, 2005. – С. 111.
Божко Л.А. Изделия из бисера. – М.: Изд – во Мартин, 2005. – С.216.
Лоран Катио. Фигурки из бисера / пер. с франц: Издательская группа «Контент», 2010.–
1.
2.
3.
С.77.
4. Лындина Ю.С. Игрушечки из бисера: Изд – во Культура и традиции, 2006, 2008. – С.78.
5. Ляукина М.В. Подарки из бисера: Издательский дом МСП, 2004 – С. 92.
6. Мартынова. Фигурки из бисера. Изд – во Культура и традиции,2003. – С.76.
7. Максимова М.В., Кузьмина М.А.Быстрый крючок. – М.: Изд – во Эксмо, 2003. – С.88.
8. Столярова А.М. Вязаные игрушки.: Изд –во Культура и традиции, 2004. – С.95.
9. ТимаерА. Нарядные прихватки. – М.:Мой мир, 2005. – С.80.
10. Федотова М.В, Валюх Г.М Цветы из бисера.: Изд – во Культура и традиции,2004. – С.87.
11. Хананова И.Н.Соленое тесто. Фантазии из муки, соли и воды. (Золотая библиотека
увлечений).- М.: АСТ Пресс книга, 2012.- С.104.
12. Фигурки из соленого теста. - М. АСТ-ПРЕСС КНИГА,Ф49 2010.- С.80.
Электронные образовательные ресурсы и интернет-ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ - единая коллекция образовательных ресурсов;
2. www.ped-kopilka.ru - учебно-методический кабинет;
3. www.passionforum.ru - мастер – классы по рукоделию;
4.sdelala-sama.ru›1745-bumagoplastika-dlya… - бумагопластика для детей;
5. ped-kopilka.ru›Блоги›…obryvnaja-aplikacija-iz…
6. sdelala-sama.ru›1145-master-klass…iz-salfetok.html
7. tvoyrebenok.ru›Оригами для детей
8. podelki-rukami-svoimi.ru›…shemy…nachinayushhih…
9. boobooka.com›podelki/podelki-iz-nitok/
10. PodelkiSvoimiRukami.ru›podelki-iz-plastilina/