1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи 1.3. Содержание программы, планируемые результаты 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 2 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий) 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей». Актуальность: Содержание программы «Магия творчества» тесно перекликается с современными требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот задача современного образования, в том числе и системы дополнительного образования. Особая роль отводится именно эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Содержание программы направленно на развитие у детей умения видеть и понимать красоту окружающего мира. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем. Вид программы: 3 Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. Направленность программы: художественная. Адресат программы: На обучение по ДООП «Магия творчества» принимаются дети в возрасте от 6 лет. Принимаются все желающие без предварительного отбора. Срок и объем освоения программы: 3 года, 180 педагогических часов. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учетом психофизических особенностей и возможностей детей. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в данном объединении. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. Возможна разработка индивидуального маршрута обучения для работы с одаренными или отстающими детьми. Режим занятий: -1-й год обучения (1-я ступень) – для детей 1-2 классов (1 группа) – для каждой 3 часа в неделю, всего 108 часов в год для каждой группы; - 2-й год обучения (2-я ступень) – для детей 2-3 классов (2 группы) – для каждой 1 час в неделю, всего 36 часов в год для каждой группы; - 3-й год обучения (3-я ступень) – для детей 3-5 классов (2 группы) – для каждой 1 час в неделю, всего 36 часов в год для каждой группы. Перевод на следующий учебный год происходит из I ступени во II, из II в III по мере освоения учебной программы данной ступени на основании диагностических карт, а также участие в районных и областных выставках и конкурсах. 1.2. Цель, задачи Цель: создание условий для развития и коррекции у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире. Задачи (для первого года обучения): Предметные/обучающие: - научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - обучить технологиям различных видов рукоделия. 4 Метапредметные/развивающие: - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность; - развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; - развивать моторику рук, глазомер. Личностные/воспитательные: - формирование всесторонне развитой личности; - воспитание уважения и любовь к своему труду и труду других людей. Задачи (для второго года обучения): Предметные/обучающие: - расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративноприкладного творчества; - совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов. Метапредметные/развивающие: - развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие; - развивать уверенность в себе, самостоятельность; - развивать мелкую моторику и координацию рук; - развивать творческие способности, эстетический и художественный вкус. Личностные/воспитательные: - воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, экономичное отношение к используемым материалам; - формировать умение работать в коллективе. Задачи (для третьего года обучения): Предметные/обучающие: - расширять знания по различным аспектам декоративно-прикладного творчества. Метапредметные/развивающие: - развивать художественный вкус и творческий потенциал; - развивать положительные эмоции и волевые качества; Личностные/воспитательные: - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса. 1.3. Содержание программы «Магия творчества» (1-й год обучения) Учебный план Таблица 1.3.1 № п/п 1 Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Вводное занятие, ТБ при работе с инструментами 1 1 - 5 Формы аттестации/контроля Вводная, тест 2 Чудеса из леса 5 1 4 Наблюдение, выставка 3 Бумажная страна 39 1 38 Наблюдение, выставка 4 В стране рукоделия 26 1 25 Наблюдение, выставка 5 Работа с пластилином 10 1 9 Наблюдение, выставка 6 Изготовление подарков 6 - 6 Наблюдение, выставка 7 Рисунок 21 1 20 Наблюдение, выставка Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Теория. Планирование предстоящей работы. ТБ при работе с инструментами. 2. Чудеса из леса. Теория. Знакомство с материалами. Поделки из природных материалов. Практика. Мастерим поделки из природного материала. 3. Бумажная страна. Теория. Оригами. Выцинанка. Практика. Делаем игрушки, поделки в технике оригами. Вырезаем в технике выцинанка. 4. В стране рукоделия. Теория. Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Практика. Изготовление игольниц, сумочек из ткани. 5. Работа с пластилином. Теория. Поиск, разработка композиции для будущей работы. Практика. Рисуем картину. 6. Изготовление подарков. Практика. Изготовление подарка ко дню Защитника Отечества. Изготовление сувенира для мамы в честь женского дня. 7. Рисунок. Теория. Чем можно рисовать. Практика. Рисование карандашом. Планируемые результаты первого года обучения: В результате освоения программы, обучающиеся научатся (знать и уметь): работать с природным материалом; делать игрушки, поделки в технике оригами; вырезать в технике выцинанка; шить игольницы, сумочки из ткани; рисовать картину пластилином; изготавливать подарки, сувениры для родственников; рисовать карандашом; действовать по словесным инструкциям; самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; 6 работать нужными инструментами и приспособлениями (ножницы, клей, стеки, иголки...). Владеть техникой безопасности при работе с ними. Содержание программы «Магия творчества» (2-й год обучения) Учебный план. Таблица 1.3.2 № п/п Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 Вводное занятие, ТБ при работе с инструментами 1 1 - Вводная, тест 2 Бумажная страна 10 0 10 Наблюдение, выставка 3 В стране рукоделия 9 0 9 Наблюдение, выставка 4 Работа с пластилином 6 0 6 Наблюдение, выставка 5 Изготовление подарков 4 0 4 Наблюдение, выставка 6 Рисунок 6 0 6 Наблюдение, выставка Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Теория. Теория. Планирование предстоящей работы. ТБ при работе с инструментами. 2. Бумажная страна. Теория. Силуэтная аппликация. Ленточная аппликация. Практика. Вырезание сложных силуэтов по нарисованному или мысленно представленному контуру. 3. В стране рукоделия. Теория. Виды закладок. Материал изготовления. Технология изготовления. Обучение способам соединения деталей. Практика. Изготовление закладок. 4. Работа с пластилином. Теория. Поиск, разработка композиции для будущей работы. Практика. Работа с пластилином. 5. Изготовление подарков. Практика. Изготовление подарка ко дню Защитника Отечества. Изготовление сувенира для мамы в честь женского дня. 6. Рисунок. Теория. Техника рисунка. Средства выразительности. Виды штрихов. Практика. Рисование на различные темы. Планируемые результаты второго года обучения В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь): 7 пользоваться основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание, торцевание; изготавливать закладки из ткани; сознательно и без затруднений проговаривать свои действия; работать с пластилином; изготавливать подарки для родственников; рисовать различными видами штрихов; работать нужными инструментами и приспособлениями, соблюдая технику безопасности, вырезать по контору предметы разной формы. Содержание программы «Магия творчества» (3-й год обучения) Учебный план. Таблица 1.3.3 № п/п Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 Вводное занятие, ТБ при работе с инструментами 1 1 - Вводная, тест 2 Бумажная страна 10 0 10 Наблюдение, выставка 3 В стране рукоделия 9 0 9 Наблюдение, выставка 4 Изготовление подарков 4 0 4 Наблюдение, выставка 5 Рисунок 12 0 12 Наблюдение, выставка Содержание учебного плана. 1. Вводное занятие. Теория. Теория. Планирование предстоящей работы. ТБ при работе с инструментами. 2. Бумажная страна. Теория. Вырезание по контурам с последующим конструированием из квадратов, прямоугольников и треугольников. Конструирование аппликации по заданному образцу. Приемы одновременного вырезания нескольких деталей. Понятие «композиция». Практика. Конструирование плоских форм, художественное моделирование. Техника изготовления объемных изделий. Конструирование плоских форм из бросового материала. 3. В стране рукоделия. Теория. Знакомство с плоскими и объемными игрушками и технологией их выполнения. Практика. Подбор материалов и инструментов для изготовления плоских и объемных игрушек. 4. Работа с пластилином. 8 Теория. Поиск, разработка композиции для будущей работы. Практика. Работа с пластилином. 5. Изготовление подарков. Практика. Изготовление подарка ко дню Защитника Отечества. Изготовление сувенира для мамы в честь женского дня. 6. Рисунок. Теория. Графика. Практика. Рисование в технике графика на различные темы. Планируемые результаты третьего года обучения В результате освоения программы воспитанники научатся (знать и уметь): конструировать из плоских форм, моделировать, использовать бросовый материал в работе; подбирать материал и инструменты для изготовления плоских и объемных игрушек; работать с пластилином; изготавливать подарки для родственников; рисовать в технике графика на различные темы. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 108 252 с 1 июня по 31 августа, с 31 декабря по 10 января 1 сентября и 31 мая Январь, май май 2.2. Условия реализации программы. Материально-техническое оснащение: Важным условием успешной реализации программы «Магия творчества» является достаточный уровень материально-технического обеспечения: − кабинет для занятий соответствует требованиям от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; − учебный кабинет, оборудованный учебной мебелью (парты, стулья); − оргтехники (проектор, интерактивная доска, ноутбук, колонки); − учебная доска; − демонстрационные изделия декоративно-прикладного творчества; − учебно-методическая литература. Инструменты Материалы Ножницы Цветной картон односторонний А4 Цветной картон двусторонний А4 Карандаши простые Бумага белая А4 Карандаши цветные Бумага цветная Дыроколы фигурные Клей-карандаш Стеки Природный материал 9 Иголки для шитья Салфетки Бокорезы Ткань Доски для пластилина Проволока Кисточки для клея Клей ПВА Ластик Пластилин Бусины для глаз Фетр Синдепон, вата Клей «Титан» Нитки Формы реализации: очная, без использования дистанционных технологий, с использованием сетевой формы. 2.3. Формы аттестации. Время Цель проведения Форма контроля проведения Начальный или входной контроль В начале Определение уровня развития детей, их Беседа учебного года способностей Текущий контроль В течение всего Определение степени усвоения учебного года обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к Педагогическое восприятию нового материала. наблюдение, Повышение ответственности и просмотр заинтересованности обучающихся в выполненных обучении. Выявление отстающих и работ опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный контроль По окончании Определение степени усвоения изучения темы обучающимися учебного материала. или раздела. Определение результатов обучения Выставка В конце месяца, полугодия. Итоговый контроль Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. В конце учебного Ориентирование обучающихся на года или курса Выставка дальнейшее обучение. Получение обучения сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. 10 Текущий контроль осуществляется в процессе проведения всех занятий в целях получения информации о: − выполнении обучающимися требуемых действий в процессе учебной деятельности; − правильности выполнения требуемых действий; − соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; − формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д. Включает в себя педагогическое наблюдение, текущий просмотр творческих работ. Промежуточный контроль достижений обучающихся осуществляется в конце каждой темы программы (просмотр, выставка). Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется в виде: итогового просмотра (общего и индивидуального), выставки. Промежуточная аттестация осуществляется в конце 1 полугодия ежегодно. Итоговая аттестация осуществляется в конце последнего года обучения. Выставка. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов педагогом: • журнал посещаемости; • мониторинг психолого-педагогической диагностики; • диагностические карты (карточка для отслеживания результативности освоения программы «Магия творчества», таблица для отслеживания результативности освоения программы). 2.4. Оценочные материалы Уровень теоретической подготовки учащихся - Технология личностно-ориентированного развивающего обучения с целью максимального развития индивидуальных познавательных способностей ребенка, на основе его жизненного опыта. - Здоровьесберегающие технологии: создавая игрушки своими руками, дети получают положительные эмоции, а занятие любимым делом, благоприятная атмосфера объединения, работа в коллективе единомышленников оказывают положительное влияние на психическое, эмоциональное и духовное здоровье. Занятия рукоделием требует кропотливости, напряжения, сосредоточенности. Для сохранения физического здоровья созданы соответствующие санитарногигиенические условия для занятий. Организационные моменты урока: релаксационные паузы, физминутки, смена видов деятельности - также способствует сохранению здоровья детей. Занятия в объединении носят неформальный характер, что позволяет в процессе работы вести беседы о приобщении к здоровому образу жизни. Темы бесед: “Соблюдение режима дня”, “Правильное питание”, “Вредные привычки”, “Соблюдение правил гигиены”, “Спорт в жизни человека”. На занятиях используются игровые технологии: создание поделки само по себе несет игровой элемент. Уже в процессе ее изготовления, обучающиеся часто 11 придумывают игровые ситуации, создавая изделия для подарка младшим братьям, сёстрам, бабушкам. На занятиях групповые формы используются во время открытых занятий, на которых в течение занятия дети должны выполнять довольно большой объем практической работы, что достигается способом разделения детей на группы. Уровень развития определяют по следующим показателям: 1 уровень (высокий) – устойчивое, постоянное проявление названного качества в творческой деятельности. 2 уровень (средний) – недостаточно устойчивое проявление названного качества. 3 уровень (низкий) – отсутствие данного качества в деятельности личности. Все вышесказанное ниже представлено более наглядно в виде таблицы «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности». Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Высокий уровень 3 балла Критерии оценки Показатели Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл Склонность к творчеству Потребность в достижении успеха Творческий потенциал Готовность к саморазвитию Творческая активность: 1.чувство новизны 2.критичность 3.направленность на творчество 4.самооценка творчества Развитость творческих (интеллектуальных) качеств: 1.самостоятельность 2.наблюдательность 3.объективность самооценки 4.заинтересованность в деле 5.пытливость 6.предусмотрительность 7.потребность в качественной работе 8.чувство нового 9.творческое мышление (креативность) Сформированность творческих (эмоциональноволевых) качеств: 1.обязательность 2.решительность 3.оптимистичность 4.уравновешенность (уверенность беспокойность, тревожность) Общий уровень (ОУ) творческого развития личности определяется таким образом. Сумма набранных баллов делится на количество изученных параметров. Например, в выше изложенной таблице параметров 21, поэтому если они все диагностированы, то следует разделить сумму набранных баллов на 21. 12 На основании полученных результатов педагог делает вывод об общем уровне творческого развития обучающегося, дав следующую качественную характеристику, опираясь на итоговые результаты в баллах. в – высокий уровень - 3. в/с – выше среднего уровня - 2,1 - 2,9. с – средний уровень - 2. н/с – ниже среднего уровня - 1,1 - 1,9. н – низкий уровень - 1. Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка. По итогам полученной информации педагог планирует образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся. Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога Е.Н. Степанова. Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога. Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру в правом столбце, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. 43210 В среде других детей наш ребенок чувствует себя комфортно. 43210 Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку. 43210 Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом нашего ребенка. 43210 В объединении, где учится наш ребенок, хороший педагог. 43210 Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка. 43210 Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 43210 Учитываются индивидуальные особенности нашего ребенка. 43210 В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. 43210 Педагог даёт нашему ребенку глубокие и прочные знания. 43210 13 Педагог заботится о здоровье нашего ребенка. 43210 Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. 43210 Администрация и педагог создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. 43210 Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 43210 Обработка результатов теста Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Беседа Выставка Педагогические технологии: Технология группового обучения Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Образцы изделий 2.6. Список литературы ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1.Артамонова Е. Необычные сувениры и игрушки, - М., «Эксмо», 2005 2. Белякова О. В. Большая энциклопедия детских праздников. /О. В. Белякова, Е. Н. Калинина, С. В. Болдырева и др.- Ярославль: Академия развития, 2007 3. Лыкова И.А. Аппликация из бумаги. /Лыкова И.А.-М., 2007 4. Острун Н.Д. Оригами. Динамические модели/Н. Д. Острун, А.В.Лев-2-е изд.М.;Айрис-пресс, 2006 5. Соколова - Кубай Н.Н. Узоры из бумаги белорусская выцинанка. Культура и Традиции. Тверь, 2006 6. Юртакова А.Э. Объемные фигурки животных из бумаги/ А.Э. Юртакова, Л. В. Юртакова.-М.; Эксмо; Донецк: СКИФ, 2008 7. Ресурсы интернета. 14