кудесники

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель, задачи, планируемые результаты
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы

1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (общий
1.1. Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Нормативные правовые основы разработки ДООП:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных
организаций
и
других
объектов
социальной
инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
02.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития
региональных систем дополнительного образования детей».
Актуальность:
Программа созвучна требованиям современного общества в воспитании
творческой, неординарной мыслящей нравственной личности, которая
проявит свою самобытность и реализуется через различные виды
деятельности. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»: «Создание условий для
самоопределения и социализации детей на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года: «Создание
условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично
развитой и социально ответственной личности». Народное творчество это
уникальный мир духовно-патриотических ценностей, которые обучающиеся
объединения впитывают на занятиях. Любовь к родному краю - один из
вернейших признаков любви к своей стране. (К. Г. Паустовский). Любая
страна, край, область, город неповторимы. В каждом месте своя природа,
свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет

формировать у обучающихся представление о том, чем славится наша
родина. В ходе занятий ребята знакомятся с историей, традициями, лучшими
мастерами шитья, вышивки, вязания. В процессе создания предметов
интерьера, игрушек, украшений из бисера у детей закрепляются знания
эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные
представления о применении предметов декоративно- прикладного
творчества в жизни.
Вид программы:
модифицированная.
Направленность программы: художественная.
Адресат программы: Программа предназначена для детей 7 - 14 лет,
имеющих склонность и интерес к рукоделию и достигших определённого
уровня сенсомоторной координации, позволяющей выполнять мелкую
ручную работу.
В группе могут заниматься дети с ограниченными возможностями
здоровья (за исключением плохого зрения у детей и тремора кистей рук).
Программа ориентирована как на девочек, так и на мальчиков, занятия
с которыми можно построить несколько иначе, с учетом интеллектуального
развития мальчиков и их интересов.
Срок и объем освоения программы:
2 года, 144педагогических часов, из них:
 «Стартовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа;
 «Базовый уровень» - 1 год, 72 педагогических часа.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: для занятий
формируются разновозрастные группы детей.
Режим занятий:
Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень
2 г.об. - 2 часа в неделю;
1 г. об. - 2 часа в неделю;
72часа в год.
"Кудесники"
72часа в год.
1.2. Цель, задачи.
Цель: Цель ДООП «Кудесники» – формирование нравственной и творческой
личности через овладение основами и техникой народного декоративноприкладного творчества.
Задачи 1 года обучения.
1) Обучающие:
- познакомить детей с народными художественными традициями
декоративно-прикладного творчества, мотивировать на создание на их
основе новых декоративных образов;
- сформировать устойчивый интерес к творческой деятельности;
- сформировать специальные умения и навыки;
2) Воспитательные:
- способствовать приобретению позитивного опыта жизненного
взаимодействия через учебную и творческую деятельность;

- способствовать формированию нравственных ценностей и чувства
патриотизма через освоение народного художественного прикладного
творчества;
3) Развивающие:
- формирование эстетического вкуса и образного мышления обучающихся,
потребности в дальнейшем художественно-эстетическом развитии;
- развитие зрительной памяти и воображения на основе работы с
материалом.
1.3. Содержание программы, планируемые результаты.
«Кудесники»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Тестирование.

2.

Поделки из
природного
материала.

8

1

7

Педагогическое
наблюдение,
практическая работа.

3.

Бисероплетение
на проволоке.

28

3

25

Педагогическое
наблюдение,
индивидуальное
творческое задание.

4.

Повторение и
закрепление
основных
приёмов
бисероплетения
на проволоке.

6

1

5

Педагогическое
наблюдение.
Практическая работа.
Индивидуальные
творческие занятия.

5.

Ручное шитьё.

17

3

14

Педагогическое
наблюдение.
Практическая работа

6.

Повторение и
закрепление
навыка шитья
простейшими
швами.

3

1

2

Педагогическое
наблюдение.
Практическая работа.

7.

Промежуточная
аттестация.

2

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Диагностическое
задание.

8.

Мероприятия
воспитательного
характера.
Праздники в
объединении.

4

3

1

Педагогическое
наблюдение.
Промежуточная
аттестация учащихся.

9.

Итоговое занятие.
Промежуточная
аттестация.

2

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Диагностическое
задание.

15

57

Всего

72

Содержание учебного плана первого года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Задачи и план работы учебной группы. Порядок проведения
занятий. Правила техники безопасности. Оборудование рабочего места.
Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для организации
занятий группы первого года обучения.
Практика: Пробные и диагностические задания.
Раздел 2. Поделки из природного материала.
Теория: Правила заготовки природного материала.
Правила работы с природным материалом.
Практика: Изготовление аппликаций и объёмных сувениров из
природного материала.
Раздел 3. Бисероплетение на проволоке.
Теория: Материалы и инструменты для работы с бисером. Правила
техники безопасности. Технология плетения техниками: "Параллельное
плетение","Игольчатое плетение","Петли", "Дуги".
Практика: Изготовление плоских фигурок из бисера.Плетение
миниатюрных цветов и деревьев.
Раздел 4. Повтор и закрепление основных приёмов бисероплетения
на проволоке.
Теория: Коррекция знаний и умений учащихся.
Практика: Изготовление изделий на основе изученных техник.
Коллективная работа: "Панно из бисера".
Раздел 5.Ручное шитьё.
Теория: Материалы и инструменты для работы. Правила техники
безопасности. Виды швов ("Вперёд иголка", "Назад иголка", "Краевой").
Правила раскроя ткани.
Практика: Обучение практическому навыку шитья различными
видами швов. Изготовление мягких игрушек.
Раздел 6. Повтор и закрепление навыка шитья простейшими
швами.
Теория: Коррекция знаний и умений учащихся.
Практика: раскрой и пошив мягкой игрушки.
Раздел 7.Промежуточная аттестация.
Промежуточная аттестация учащихся.
Раздел 8.Мероприятия воспитательного характера. Праздники в
объединении.

Планируемые результаты:
По окончании первого года обучения дети должны знать:
- способы сбора и заготовки природного материала;
- правила техники безопасности;
- виды бисера и сферы его применения, классификацию и свойства бисера;
- основные техники плетения бисером на проволоке;
- историю бисерного искусства;
- виды и свойства материала;
-виды простых швов.
По окончании первого года обучения дети должны уметь:
- работать с природным материалом;
- читать схемы простых бисерных изделий;
- составлять простую композицию из мелких бисерных изделий;
- переводить узор на ткань;
- выкраивать детали по готовым лекалам.
По окончании первого года обучения дети должны владеть:
- навыками плетения бисером на проволоке в технике: "Параллельное
плетение", "Игольчатое", "Петли";
- навыком "Наращивания" короткого конца проволоки
- навыками шитья простейшими швами: "Шов вперёд иголка", "Шов назад
иголка".
Базовый уровень (2 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела,
темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Педагогическое
наблюдение.
Тестирование.

2.

Поделки из
природного
материала.

6

1

5

Педагогическое
наблюдение,
практическая работа.

3.

Поделки из
бумаги и картона.

8

1

7

Педагогическое
наблюдение,
индивидуальное
творческое задание.

4.

Бисероплетение.

16

2

14

Педагогическое
наблюдение,
практическая работа.

5.

Ручное шитьё.

20

3

17

Педагогическое
наблюдение,
индивидуальное
творческое задание.

6.

Основы вязания

12

2

10

Педагогическое

крючком.

наблюдение,
практическая работа.

7.

Промежуточная
аттестация.

2

0

2

Педагогическое
наблюдение.
Диагностическое
задание.

8.

Мероприятия
воспитательного
характера.
Праздники в
объединении.

5

0

5

Педагогическое
наблюдение.
Промежуточная
аттестация учащихся.

9.

Итоговое занятие.
Итоговая
аттестация.

1

0

1

Педагогическое
наблюдение.
Диагностическое
задание.

Всего.

72

10

62

Содержание учебного плана второго года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие.
Теория: Задачи и план работы учебной группы. Порядок проведения
занятий. Правила техники безопасности. Оборудование рабочего места.
Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для организации
занятий группы первого года обучения.
Практика: Пробные и диагностические задания.
Раздел 2. Поделки из природного материала.
Теория: Правила заготовки природного материала.
Правила работы с природным материалом.
Практика: Изготовление объёмных поделок из природного материала.
Раздел 3. Поделки из бумаги и картона.
Теория: Виды бумаги и их свойства. Правила работы с бумагой.
Практика: Изготовление аппликации, цветов из гофрированной
бумаги, панно в технике "Оригами", декупаж".
Раздел 4. Бисероплетение.
Теория: Технология плетения объёмных фигурок.
Технология подплёта.
Практика: Изготовление композиции из объёмных фигурок.
Раздел 5. Ручное шитьё.
Теория: Виды тканей и их свойства и качества. Правила работы с
различными видами ткани. Виды швов. Технология раскроя прихватки,
текстильной куклы. Уход за готовыми изделиями.
Практика: Пошив предметов интерьера. Пошив текстильной куклы.
Раздел 6. Основы вышивания.
Теория: История искусства вышивания. Технология вышивки швом
"Петелька с прикрепкой" и "Рококо". Способы нанесения узора на
ткань.

Практика: Украшение предметов интерьера вышивкой. Вышивка
носового платочка швом "Петелька с «прикрепкой». Украшение прихватки
вышивкой швом "Рококо".
Раздел 7. Основы вязания крючком.
Теория: История вязания. Материалы и инструменты. Техника
безопасности. Технология вязания воздушных петель, полустолбика,
столбика без накида. Схематичное изображение петель.
Практика: Изготовление круглой подставки под горячее. Изготовление
игольницы "Лягушка".
Раздел 8.Промежуточная аттестация.
Тестирование. Диагностические задание.
Раздел 9.Мероприятия воспитательного характера. Праздники в
объединении. Мероприятия воспитательного характера. Календарные
праздники.
Раздел 10. Итоговое занятие. Итоговая аттестация.
Выставка работ. Тестирование. Текущий контроль.
Планируемые результаты:
По окончании второго года обучения дети должны знать:
- терминологию относящуюся к бисеролетению;
-различные виды бумаги и их свойства;
- материалы и инструменты для вязания крючком.
По окончании второго года обучения дети должны уметь:
- разбираться в цветовых сочетаниях, составлять композиции, учитывая
законы цветоведения;
- плести объёмные фигурки, используя схему;
- делать подплёты;
- набирать крючком цепочку из воздушных петель;
- вязать крючком круглое полотно;
- прибавлять и убавлять петли при вязании крючком.
По окончании второго года обучения дети должны владеть:
- навыком плетения объёмных фигурок из бисера;
- навыком пошива текстильной игрушки;
- навыком вязания крючком воздушными петлями, полустолбиками,
столбиками без накида.
2.Комплекс организационно - педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
(заполнить с учетом срока реализации ДООП)
Таблица 2.1.1.
Количество учебных недель
Количество учебных дней

72
144
с 31.12.2022 г. по 10.01.2023 г., с 01.06.2023 по
Продолжительность каникул
31.08.2023 г., с 31.12.2023 г. по 10.01.2024 г.
с 01.09.2022 по 31.05.2023 г.(1-ый год
Даты начала и окончания учебного года обучения), с 01.09.2023 по 31.05.2024 г.(2-ой
год обучения).
Сроки промежуточной аттестации
январь
Сроки итоговой аттестации (при наличии) май

2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1.

Аспекты

Материально-техническое
обеспечение

Информационное
обеспечение

Характеристика
Для занятий используется хорошо
освещённый кабинет. Кабинет оборудован
партами и стульями, шкафами, в которых
хранится раздаточный материал, наглядные
пособия, литература, материалы и инструменты.
В качестве дидактического материала
используются схемы изделий, образцы изделий
для показа учащимся, технологические карты.
Для
выполнения
работ
каждому
учащемуся необходимо иметь:
Клей, ножницы, набор цветной бумаги и
картона, набор цветной офисной бумаги, бисер,
бусины, проволоку для бисероплетения,
бокорезы, кисти, краски, лак, алебастр, леску,
иглу для бисера, иглу для шитья, ткань, набор
ниток для шитья разного цвета, нитки для
вязания, крючок, набор спиц из 5 штук.
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

2.3. Формы аттестации
Формами аттестации являются:
 Зачет
 Творческая работа
 Конкурс
 Выставка
 Фестиваль
2.4. Оценочные материалы

Диагностическая карта
Год обучения: 1 Дата заполнения: январь
Параметры характеристики
обучающихся
Особенности учебной деятельности:
1.Знает правила заготовки природного материала.
2.Умеет работать с различным природным материалом.
3.Знает и соблюдает технику безопасности при работе.
4.Знает виды бисера его классификацию и свойства.
5.Владеет основными техниками плетения на проволоке.("Параллельный", "Петли", "Игольчатый")

Диагностическая карта
Год обучения: 1 Дата заполнения: май
Параметры характеристики
обучающихся
1.Знает различные виды материала и их свойства.
2.Владеет навыками шитья простейшими швами: "Вперёд иголка", "Назад иголка".
3.Умеет правильно подготовить нить с иглой к работе.
4.Умеет правильно делать закрепку в конце шва.

Диагностическая карта
Год обучения: 2 Дата заполнения: январь

Параметры характеристики
обучающихся
Особенности учебной деятельности:
1.Знает правила заготовки природного материала.
2.Владеет техникой создания аппликаций из сухих листьев.
3.Владеет техникой изготовления объёмных поделок из природного материала.
4.Знает различные виды бумаги и её свойства.
5.Знает правила и приёмы работы с бумагой.
6.Владеет техникой "Декупаж".
7.Знает несколько способов изготовления бумажных цветов в технике "Оригамми".
8.Владеет техникой объёмного плетения фигурок на проволоке.
9.Умеет читать и пользоваться схемой объёмного плетения фигурок.
9.Владеет техникой подплёта.

Диагностическая карта
Год обучения:2Дата заполнения: май
Параметры характеристики
обучающихся
Особенности учебной деятельности:
1.Владеет техникой шитья простейшими швами: "Тамбурный", "Краевой".
2.Владеет техникой раскроя деталей по лекалам.
3.Знает правила ухода за готовыми изделиями.
4.Владеет техникой вышивки швом "Тамбурный".
5.Владеет техникой вышивки "Рококо"
6.Знает различные виды ниток и их свойства.
7.Умеет подбирать крючок в зависимости от толщины ниток.
8.Владеет техникой набора воздушных петель.
9.Владеет техникой вязания "столбик без накида

2.5. Методические материалы
Методы обучения:
 Словесный
 Наглядный
 Объяснительно-иллюстративный
 Репродуктивный
 Частично-поисковый
 Исследовательский
 Игровой
 Дискуссионный
 Проектный
Формы организации образовательной деятельности:
 Индивидуальная
 Индивидуально-групповая
 Групповая
 Практическое занятие
 Открытое занятие
 Акция
 Беседа
 Встреча с интересными людьми
 Выставка
 Защита проекта
 Игра
 Презентация
 Мастер-класс
 Ярмарка
Педагогические технологии:

Технология индивидуального обучения
 Технология группового обучения
 Технология коллективного взаимодействия
 Технология дифференцированного обучения
 Технология проблемного обучения
 Технология дистанционного обучения
 Технология исследовательской деятельности
 Проектная технология
 Здоровьесберегающая технология
Дидактические материалы:
 Раздаточные материалы
 Инструкции
 Технологические карты
 Образцы изделий
2.6.Список литературы
1)Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
2)Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
3)Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи».
4) Лындина Ю., Фигурки из бисера. - М.: "Культура и традиции", 2003.- 85
с., ил.;
5) Фадеева Е.В., Простые поделки из бисера / Елена Фадеева. - М.: Айриспресс, 2008. - 144 с.: цв.ил.
6) Лындина Ю.С., Игрушечки из бисера. - М.: "Культура и традиции",
2008. - 78 с., ил.;
7) Белов Н.В., Фигурки из бисера. - Минск: Харвест, 2010. - 144с.: ил.
8) Морас И., Зоопарк из бисера / Ингрид Морас. - М.: АРТ-РОДНИК,
2008. - 32 с.,ил.;
9) Морас И., Животные из бисера / Ингрид Морас. - М.: АРТ-РОДНИК,
2008. - 80 с., ил.;



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».