Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей». Актуальность: Всё чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративноприкладного искусства, попробовать изготовить их изготовить своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребёнка. В.А.Сухомлинский писал, что "ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре,в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка." Игрушка - это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные виды рукоделия: шитьё, вышивка, аппликация. Работа над современной и народной игрушкой помогает ребёнку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребёнка. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему. Таким образом, работа над созданием игрушки является творческой деятельностью и отвечает задачам художественного и трудового воспитания, развивает вкус. Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению искусства рукоделия, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга с ведением новых видов рукоделия. Вид программы: модифицированная. Направленность программы: художественная. Адресат программы: Программа предназначена для детей 9 - 14 лет, имеющих склонность и интерес к рукоделию и достигших определённого уровня сенсомоторной координации, позволяющей выполнять мелкую ручную работу. В группе могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья (за исключением плохого зрения у детей и тремора кистей рук). Программа ориентирована как на девочек, так и на мальчиков, занятия с которыми можно построить несколько иначе, с учетом интеллектуального развития мальчиков и их интересов. Срок и объем освоения программы: 1 год, 72 педагогических часа, из них: "Стартовый уровень" - 1 год, 72педагогических часа; Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: Программа построена с учетом возрастных особенностей детей 9-14лет. Занятия носят групповой характер. Списочный состав групп формируется в соответствии с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы. Набор детей в коллектив — свободный, начиная с 9 лет.Учитывая возрастные особенности детей во время занятий делаются перерывы через каждые 20 – 30 минут, во время которых проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз, беседы и обмен впечатлениями. В процессе обучения учитываются индивидуальные различия и особенности детей. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход в обучении. Процесс обучения строится таким образом, чтобы учебная деятельность была связана со всеми сторонами воспитательной работы, а овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже усвоено. Все занятия по темам программы включают теоретическую часть и практическое выполнение задания. В содержание каждой темы включаются как простые, так и усложненные задания, предусматриваются индивидуальные сроки прохождения тем и индивидуальные задания для одаренных детей и детей, имеющих проблемы в обучении. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера по выполняемой теме. Новая тема, задание объясняется доступно, четко формулируются цели и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Каждое занятие проходит по следующей схеме: Ориентировочно-мотивационный этап - «замысел». Операционно-деятельный этап - «осуществление». Заключительный этап - «достижение». Весь программный материал условно разделен на блоки (разделы). Работы одного блока (простые, сложные) изготавливаются по единой схеме. Содержание, объем знаний о шитье мягкой игрушки излагается в простой, понятной форме, соответствующей уровню развития детей для каждой возрастной группы с использованием наглядного материала - таблиц с технологическими приемами плетения, схем, рисунков, дидактического материала. Для активизации детского мышления используются загадки, кроссворды, викторины, тесты и т. д. Для преодоления детьми затруднений в процессе работы педагог оказывает в зависимости от интеллектуально-эмоциональных возможностей детей и разные виды помощи. Это: стимулирующая помощь (воздействие педагога направлено на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления трудностей; эмоционально - регулирующая помощь (оценочные суждения педагога, одобряющие или порицательные действия ребенка); направляющая помощь (организация умственной деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, педагог лишь направляет действия ребенка). В учебный план включено значительное количество тем, дающих возможность для коллективного творчества, работы в группах. Отведено достаточное количество часов для подготовки к выставкам и конкурсам различного уровня, чтобы каждый ребёнок, заинтересованный в показе и признании своих достижений, имел возможность подготовить выставочную работу. Сроки и очередность прохождения некоторых тем программы могут изменяться в соответствии с пожеланиями и индивидуальными особенностями учащихся, детям предоставляется право самостоятельного выбора изделий и техник для углубленного изучения. Программа нацелена на то, чтобы каждый ребёнок, независимо от достигнутых им успехов, получил достаточно полное представление о шитье игрушек, о существующих техниках и смог реализовать себя в творческой деятельности. Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Базовый уровень "Мягкая 2 часа в неделю игрушка" 72 часа в год 1.2. Цель, задачи. Цель: Обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об изготовлении игрушки, формирование практических умений и навыков работы в материале, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области декоративно - прикладного искусства. Задачи: Обучающие: обучение основам кройки и шитья игрушек; формирование у детей навыков ручного труда; расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов; совершенствование умений и формирование навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов; Развивающие: развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; формирование духовной культуры; развитие усидчивости и трудолюбия; развитие творческой инициативы и самостоятельности; Воспитательные: воспитание у детей уважительного отношения друг к другу, настойчивости, терпения, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца, аккуратности; воспитание любви к прекрасному, бережному отношению к окружающему миру. 1.3. Содержание программы «Мягкая игрушка», планируемые результаты. Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план Возраст учащихся: 9 - 14 лет Количество часов Формы аттестации/контроля № Название п/ Всег Практик раздела, темы Теория п о а 1. Вводное занятие 1 1 0 Беседа-опрос. 2. Традиционные и 1 1 0 Беседа-опрос. современные игрушки 3. Работа с тканью 4 1 3 Практическая работа. 4. Традиционная 13 2 11 Педагогическое наблюдение. игрушка Практическая работа. Самостоятельная работа 5. Объёмные 28 2 26 Педагогическое наблюдение. игрушки Практическая работа 6. Игрушка 8 1 7 Педагогическое наблюдение. подушка Практическая работа 7. Игрушка 4 1 3 Педагогическое наблюдение. помощница Контрольные вопросы. Практическая работа 8. Текстильная 9 1 8 Педагогическое наблюдение. кукла Диагностические задания. Устный опрос. Индивидуальные творческие задания. Практическая работа. Самостоятельная работа. Тематический кроссворд 9. Итоговое 4 1 3 Педагогическое наблюдение. занятия. Выставка творческих работ. Мероприятия Игры, викторины, беседы. воспитательного характера. Праздники в объединении. Всего 72 11 61 Содержание учебного плана первого года обучения. Раздел 1. Вводное занятие Теория: Правила поведения на занятиях. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. История развития бисерного искусства. Виды бисера. Сведения о материалах и инструментах, необходимых для изготовления мягких игрушек. Раздел 2. Традиционные и современные игрушки. Теория: История, традиции и современность. Виды традиционных игрушек, значение в жизни человека. Беседа об истории народной игрушки. Цветоведение при изготовлении и оформлении игрушек. Сочетание цветов. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета. Возможности цвета. Практика: Составление рассказа "Игрушка в моей семье". Раздел 3. Работа с тканью. Теория: Основные признаки определения направления основной нити в тканях. Строение, состав и свойства тканей. Технология простейших швов: "Вперёд иголка", "Назад иголка", "Краевой", "Стебельчатый". Способ оформления изделий вышивкой. Виды швов и стежков для вышивания. Практика: Определение признаков и свойств тканей. Работа с образцами тканей. Выполнение образцов простейших швов. Раздел 4.Традиционная игрушка. Теория: Нитяная кукла. История происхождения и её значение. Кукла из природного материала. Национальные костюм и особенности его украшения. Куклы обереги. Практика: Изготовление куклы из пряжи. Изготовление национальных костюмов для кукол. Изготовление кукол-оберегов. Раздел 5. Объёмные игрушки. Теория: Цельнокроенная игрушка. Способы перевода деталей на ткань. Правила раскроя деталей. Игрушки из нескольких деталей. Простые швы для сшивания и соединения деталей. Оформление мордочек и одежды. Практика: Изготовление плоских игрушек-игольниц. Создание проекта изготовления игрушки из нескольких деталей. Пошив мягкой игрушки. Раздел 6. Игрушка - подушка. Теория: Простая игрушка-подушка, выполненная из одной или двух деталей. История, материалы, отделка, особенности изготовления. Подбор ткани и подготовка к пошиву. Практика: Выполнение эскиза изделия. Раскрой игрушки-подушки. Выполнение эскиза аппликации. Выполнение аппликации на деталях подушки. Изготовление изделия. Раздел 7. Игрушка - помощница. Теория: Игрушки - прихватки. Оборудование, инструменты и приспособления для шитья. Подбор ткани и подготовка к пошиву. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования. Украшение прихватки аппликацией. Способы переноса деталей на ткань. Соединение деталей аппликации с деталями прихватки. Обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Практика: Выполнение эскиза прихватки, раскрой. Выполнение эскиза аппликации. Выполнение аппликации на деталях прихватки. Пошив прихватки. Влажно-тепловая обработка. Раздел 8. Текстильная кукла. Теория: Правила раскроя, сшивания, соединения деталей при изготовлении игрушки с более сложными деталями. Оформление лица, способы изготовления волос. Детская одежда, особенности изготовления, подбор материалов, отделки. Практика: Изготовление куклы из ткани, оформление лица и одежды по собственным эскизам. Раздел 9.Итоговое занятия. Мероприятия воспитательного характера. Праздники в объединении. Теория: Итоговое тестирование. Практика: Организация итоговой выставки. Экскурсия в музей. Развлекательные мероприятия: "День именинника". Планируемые результаты. По окончании обучения по программе "Мягкая игрушка" обучающиеся будут знать: - исторические сведения о народной игрушке; -виды ручных швов; -основы кроя; -тех-технику безопасности при работе с инструментами; нику изготовления народных кукол и современной игрушки; -сведения о сувенирных изделиях. По окончании обучения по программе "Мягкая игрушка" обучающиеся будут уметь: -выполнять простые ручные швы; правильно кроить материал используя выкройки и шаблоны; -эстетично оформить игрушку; -изготовить народную или современную игрушку своими руками из доступных материалов. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график (заполнить с учетом срока реализации ДООП) Таблица 2.1.1. Количество учебных недель 72 Количество учебных дней 72 Продолжительность каникул с 31.12.2022 г. по 10.01.2023 г. Даты начала и окончания учебного с 01.09.2022 по 31.05.2023 г. года Сроки промежуточной аттестации январь Сроки итоговой аттестации (при май наличии) 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика Для занятий используется хорошо освещённый кабинет. Кабинет оборудован столами, за которыми работают учащиеся, и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература. В качестве дидактического материала Материально-техническое используются схемы изделий, образцы изделий обеспечение для показа учащихся, технологические карты. Для выполнения работ каждому учащемуся необходимо иметь: ткань, нитки для шитья разных цветов, напёрсток, синтепон, ножницы, карандаш, мел, набор игл. Информационное Ноутбук, интерактивная доска, проектор. обеспечение 2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются: Зачет Творческая работа Конкурс Выставка Фестиваль 2.4. Оценочные материалы Диагностическая карта Год обучения: 1 Дата заполнения: декабрь. Параметры характеристики обучающихся Освоение программы: 1. Знает технику безопасности при работе с различными инструментами. 2.Умеет пользоваться инструментами для ручного шитья. 3.Знает историю народной текстильной куклы и её значение. 4.Владеет техникой шитья простейшими швами. 5.Умеет выкраивать детали самостоятельно, пользуясь выкройками и лекалами. 6. Правильно подбирает материал для работы. Диагностическая карта Год обучения: 1 Дата заполнения: май. Параметры характеристики обучающихся Освоение программы: 1. Знает технику изготовления народных кукол. 2.Умеет самостоятельно сшить игрушку. 3.Знает виды ткани и их свойства. 4.Эстетично оформляет мордочку у игрушки. 5.Умеет делать волосы для куклы. 6. Эстетично оформляет лицо куклы. 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Игровой Дискуссионный Проектный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Акция Беседа Встреча с интересными людьми Выставка Защита проекта Игра Презентация Мастер-класс Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Технология дистанционного обучения Технология исследовательской деятельности Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий 2.6. Список литературы: 1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2)Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 3)Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». 4) Кононович Т.П. «Мягкая игрушка. Лучшие модели и выкройки».М.:АСТ;СПб.:Сова,2007.-176 с. 5)Жакова О., КононоваГ.»Шьём для барби» .-СПб.:ООО»Издательский дом «Кристалл»,, 2001.-192с.,ил.