Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи, планируемые результаты 1.3. Содержание программы 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей». Актуальность: Программа созвучна требованиям современного общества в воспитании творческой, неординарной мыслящей нравственной личности, которая проявит свою самобытность и реализуется через различные виды деятельности. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: «Создание условий для самореализации и развития талантов, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности». Народное творчество- это уникальный мир духовно-патриотических ценностей, которые обучающиеся объединения впитывают на занятиях. Любовь к родному краю - один из вернейших признаков любви к своей стране. (К. Г. Паустовский). Любая страна, край, область, город неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у обучающихся представление о том, чем славится наша родина. В ходе занятий ребята знакомятся с историей и традициями. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о применении предметов декоративно- прикладного творчества в жизни. Вид программы: модифицированная. Направленность программы: художественная. Адресат программы: Программа предназначена для детей 4,5 - 7,5 лет, дети набираются без специального отбора со среднестатистическими данными. В группе могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья (за исключением плохого зрения у детей и тремора кистей рук). Программа ориентирована как на девочек, так и на мальчиков, занятия с которыми можно построить несколько иначе, с учетом интеллектуального развития мальчиков и их интересов. Срок и объем освоения программы: 3 года, 108 педагогических часов, из них: - 1 год, 36 педагогических часов; - 2 год, 36 педагогических часов. - 3 год, 36 педагогических часов. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: для занятий формируются разновозрастные группы детей. Режим занятий: Предмет Стартовый уровень 1 г.об. - 1 час в неделю; 36 часов в год. 2 г.об. - 1 час в неделю; "Рукоделие" 36 часов в год. 3 г.об. - 1 час в неделю; 36 часов в год. 1.2. Цель, задачи. Цель: Цель ДООП «Рукоделие» – формирование нравственной и творческой личности через овладение основами и техникой народного декоративно-прикладного творчества. Задачи первого года обучения. 1) Обучающие: -научить детей соблюдать технику безопасности, пользоваться инструментами и материалами; - научить простейшим технологическим приёмам (правильно работать с клеем, цветной бумагой, пластилином, природным материалом) 2) Воспитательные: - способствовать воспитанию любви к природе и родному краю. - способствовать формированию нравственных ценностей и чувства патриотизма, уважительного отношения друг к другу. 3) Развивающие: - формирование эстетического вкуса и образного мышления обучающихся, потребности в дальнейшем художественно-эстетическом развитии; - развитие зрительной памяти и воображения на основе работы с материалом. -развитие мелкой моторики и глазомера. Задачи второго года бучения. 1) Обучающие: - научить детей делать поделки из различных материалов; - научить нетрадиционным техникам работы с бумагой. 2) Воспитательные: - воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца; - воспитывать навыки позитивного межличностного общения и умения работать в коллективе. 3) Развивающие: -развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности; - развивать мелкую моторику руки, координацию движений руки и глаза. Задачи третьего года обучения. 1) Обучающие: - научить детей работать с иголкой и ниткой, с бисером; -научить шить простейшим швом "Вперёд иголка"; - научить плести бисером "Параллельным способом", нанизывать на проволоку нужное количество бисера. 2) Воспитательные: -воспитывать любовь к родному краю и национальной культуре; - воспитывать трудолюбие и аккуратность. 3) Развивающие: -способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать инициативу, фантазию, творчество; -развивать мелкую моторику, эстетический вкус, глазомер. 1.3. Содержание программы «Рукоделие», планируемые результаты. Стартовый уровень (1 год обучения) Учебный план Таблица 1.3.1 № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1. Вводное занятие. 2 1 1 Педагогическое наблюдение. Тестирование. 2. Поделки из природного материала. 5 1 4 Педагогическое наблюдение. 3. Работа с пластилином. 3.1. Лепка из пластилина 5 1 4 Педагогическое наблюдение. 3.2. Пластилинография 2 1 1 Педагогическое наблюдение. 4. Аппликация из бумаги. 18 2 16 Педагогическое наблюдение. 5. Промежуточная аттестация. 1 0 1 Педагогическое наблюдение. Опрос. 6. Мероприятия и праздники в объединении. 2 0 2 Педагогическое наблюдение. 7. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. 1 0 1 Педагогическое наблюдение. Опрос. Всего 36 6 30 Содержание учебного плана первого года обучения. Раздел 1. Вводное занятие. Теория: Порядок проведения занятий. Правила техники безопасности. Оборудование рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для организации занятий группы первого года обучения. Игровая программа. Практика: Пробные и диагностические задания. Раздел 1. Поделки из природного материала. Теория: Правила работы с природным материалом. Практика: Изготовление аппликаций из листьев. Раздел 3. Работа с пластилином. 3.1.Лепка из пластилина. Теория: Правила работы с пластилином. Форма. Цвет. Практика: Лепка грибочков, ягод и фруктов. 3.2.Пластилинография. Теория: Правила нанесения пластилина на основу. Практика: Изготовление панно. Раздел 4. Аппликация из бумаги. Теория: Правила работы с бумагой. Практика: Изготовление аппликаций из цветной бумаги. Раздел 5. Промежуточная аттестация. Педагогическое наблюдение. Раздел 6. Мероприятия и праздники в объединении. Мероприятия воспитательного характера. Календарные праздники. Раздел 7. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Педагогическое наблюдение. Диагностическое наблюдение. Планируемые результаты: По окончании первого года обучения дети должны знать: - технику безопасности при работе с природным материалом, пластилином, бумагой, клеем, карандашами, ножницами; - природный материал, который используется для поделок: листья деревьев, семена растений; - свойства и виды пластилина; - что такое аппликация. По окончании первого года обучения дети должны уметь: - правильно работать с природным материалом; - готовить пластилин к работе; - правильно приклеивать детали аппликации. По окончании первого года обучения дети должны владеть: - основными приёмами лепки из пластилина простейших фигурок; - приёмом обводить картонную деталь на цветной бумаге и вырезать её. - технологией нанесения и растирания пластилина на картонной основе, не заходя за край контура нанесённого рисунка. Содержание программы. «Рукоделие» Стартовый уровень (2 год обучения) Учебный план Таблица 1.3.2 № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1. Вводное занятие. 2 1 1 Педагогическое наблюдение. Тестирование. 2. Поделки из природного материала. 5 1 4 Педагогическое наблюдение. 3. Лепка из пластилина. 7 1 6 Педагогическое наблюдение. 4. Работа с бумагой. 18 2 16 Педагогическое наблюдение. 5. Промежуточная аттестация. 1 0 1 Педагогическое наблюдение. Опрос. 6. Мероприятия и праздники в объединении. 2 0 2 Педагогическое наблюдение. 7. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. 1 0 1 Педагогическое наблюдение. Опрос. Всего. 36 5 31 Содержание учебного плана второго года обучения. Раздел 1. Вводное занятие. Теория: Порядок проведения занятий. Правила техники безопасности. Оборудование рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для организации занятий группы второго года обучения. Игровая программа. Практика: Пробные и диагностические задания. Раздел 2. Поделки из природного материала. Теория: Правила работы с природным материалом. Практика: Изготовление объёмных фигурок из природного материала. Раздел 3. Лепка из пластилина. Теория: Правила работы с пластилином. Практика: Изготовление объёмных фигурок из пластилина. Раздел 4. Работа с бумагой. Теория: Правила работы с бумагой и картоном. Практика: Изготовление объёмных поделок из бумаги. Раздел 5. Промежуточная аттестация. Педагогическое наблюдение. Раздел 6. Мероприятия и праздники в объединении. Мероприятия воспитательного характера. Календарные праздники. Раздел 7. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Педагогическое наблюдение. Диагностическое наблюдение. Планируемые результаты. По окончании второго года обучения дети должны знать: - технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами, пластилином, карандашами и бумагой; - способы хранения поделок из природного материала; - что такое объёмная поделка; - что такое композиция. По окончании второго года обучения дети должны уметь: - разбираться в цветовых сочетаниях, составлять композиции, учитывая законы цветоведения; - собирать простейшие композиции из 3-4 объёмных фигурок; По окончании второго года обучения дети должны владеть: - навыком изготовления объёмных фигурок из природного материала; - навыком лепки из пластилина фигурок животных; - навыком изготовления аппликации по образцу. 1.3. Содержание программы «Рукоделие» Стартовый уровень (3 год обучения) Учебный план Таблица 1.3.3 № п/п 1. Название раздела, темы Вводное занятие. Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 Формы аттестации/контроля Педагогическое наблюдение. Тестирование. 2. Основы ручного шитья. 20 2 18 Педагогическое наблюдение. 3. Основы бисероплетения на проволоке. 10 1 9 Педагогическое наблюдение. 4. Промежуточная аттестация. 1 0 1 Педагогическое наблюдение. 5. Мероприятия и праздники в объединении. 2 1 1 Педагогическое наблюдение. 6. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. 1 0 1 Педагогическое наблюдение. Всего 36 5 31 Содержание учебного плана третьего года обучения. Раздел 1. Вводное занятие. Теория: Порядок проведения занятий. Правила техники безопасности. Оборудование рабочего места. Знакомство с инструментами и материалами, необходимыми для организации занятий группы третьего года обучения. Игровая программа. Практика: Пробные и диагностические задания. Раздел 2. Основы ручного шитья. Теория: Правила работы с иголкой и ниткой. Техника безопасности. Шов "Вперёд иголка". Практика: Подготовка иголки с ниткой к работе. Обучение шву"Вперёд иголка."Закрепка в конце шва. Пришивание пуговиц разными способами. Изготовление игольницы, мягкой игрушки, кошелёчка с аппликацией, сумочки. Раздел 3. Основы бисероплетения на проволоке. Теория: Правила работы с бисером и проволокой. Технология "Параллельного плетения", "Петли". Практика: Изготовление украшений на проволоке, плоских фигурок. Раздел 4. Промежуточная аттестация. Педагогическое наблюдение. Раздел 5. Мероприятия и праздники в объединении. Мероприятия воспитательного характера. Календарные праздники. Раздел 6. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Педагогическое наблюдение. Диагностическое наблюдение. Планируемые результаты: По окончании третьего года обучения дети должны знать: - технику безопасности с колющими и режущими предметами; - названия простейших швов:"Вперёд иголка", "Краевой"; - правила использования и хранения поделок из ткани и бисера; - виды бисера и их качества и свойства. - историю бисероплетения; По окончании третьего года обучения дети должны уметь: - подготовить иглу и нить к работе; - делать закрепку в конце шва; - отрезать проволоку для бисероплетения нужной длины; - нанизывать нужное количество бисера на проволоку. По окончании третьего года обучения дети должны владеть: - технологией шитья простейшими швами:"Шов вперёд иголка" и "Краевой"; - технологией плетения бисером:"Параллельное плетение". 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график (заполнить с учетом срока реализации ДООП) Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней 108 324 с 31.12.2022 г. по 10.01.2023 г., с 01.06.2023 по 31.08.2023 г., с 31.12.2023 г. по 10.01.2024 г., с Продолжительность каникул 01.06.2024г. по 31.08.2024г. с 31.12.2024 по 10.01.2025г. с 01.09.2022 по 31.05.2023 г. (1-ый год обучения), с 01.09.2023 по 31.05.2024 г.(2-ой Даты начала и окончания учебного года год обучения), с 01.09.2024г. по31.05.2025г.(3ий год обучения) Сроки промежуточной аттестации январь Сроки итоговой аттестации (при наличии) май 2.2. Условия реализации программы Таблица 2.2.1. Аспекты Характеристика Для занятий используется хорошо освещённый кабинет. Кабинет оборудован столами, за которыми работают учащиеся, и шкафами, в которых хранится раздаточный материал, наглядные пособия, литература, фотоальбомы по результатам работы объединения и различных выставок. Материально-техническое В качестве дидактического материала обеспечение используются схемы изделий, образцы изделий. Для выполнения работ каждому учащемуся необходимо иметь: цветную бумагу, простые и цветные карандаши, ножницы, пластилин, бисер, бусины, проволока для бисероплетения, бокорезы, игла для шитья, ткань, набор ниток для шитья разного цвета, пуговицы, узкие кружева - 1метр. Информационное обеспечение Ноутбук, интерактивная доска, проектор. 2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются: Зачет Творческая работа Конкурс Выставка Фестиваль 2.4. Оценочные материалы Диагностическая карта Год обучения: 1 Дата заполнения: январь Параметры характеристики обучающихся Особенности учебной деятельности: 1. Способен сосредоточиться на задачи и не отвлекаться в процессе её решения. 2.Знает и соблюдает технику безопасности. 3.Умеет собирать природный материал для поделок. 4.Знает, как подготовить пластилин к работе. 5.Готовит своё рабочее место перед занятием и убирает после. Диагностическая карта Год обучения: 1 Дата заполнения: май Параметры характеристики обучающихся Особенности учебной деятельности. 1.Умеет аккуратно обводить картонную деталь карандашом. 2.Умеет правильно вырезать деталь. 3.Умеет приклеивать детали из цветной бумаги по образцу. 4.Может самостоятельно нарисовать глаза, плавники, пёрышки и т.д. 5.Проявляет усидчивость и заинтересованность. Диагностическая карта Год обучения: 2 Дата заполнения: январь Параметры характеристики обучающихся Особенности учебной деятельности: 1.Знает и соблюдает технику безопасности. 2. Знает правила сбора и хранения природного материала. 3.Умеет составлять композиции из нескольких фигурок. 4.Умеет по образцу поэтапно лепить из пластилина фигурки животных. 5.При работе проявляет фантазию. Диагностическая карта Год обучения: 2 Дата заполнения: май Параметры характеристики обучающихся Особенности учебной деятельности: 1. Способен сосредоточиться на задачи и не отвлекаться в процессе её решения. 2. Аккуратно обводит картонные лекалы и вырезает детали для аппликации. 3.Аккуратно приклеивает детали на основу. 4. Может сам нарисовать мелкие детали: глаза, клюв, плавники, перья и т.д. 5.Умеет правильно подбирать для работы цветную бумагу. Диагностическая карта Год обучения: 3 Дата заполнения: январь Параметры характеристики обучающихся Особенности учебной деятельности: 1. Способен сосредоточиться на задачи и не отвлекаться в процессе её решения. 2.Знает и соблюдает технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами. 3.Умеет приготовить к работе нить с иглой. 4.Умеет шить швом "Вперёд иголка". 5.Умеет делать закрепку в конце шва. 6.Знает правила использования и ухода за поделками из ткани. Диагностическая карта Год обучения: 3 Дата заполнения: май Параметры характеристики обучающихся Особенности учебной деятельности: 1.Знает историю бисероплетения в России. 2.Знает виды бисера и их свойства. 3.Умеет нанизывать нужное количество бисера на проволоку. 4.Умеет плести "Параллельной" техникой плетения. 5.Может самостоятельно закрепить концы проволоки после плетения последнего ряда. 6.Может прочитать схему плетения бисером небольших плоских фигурок. 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Игровой Дискуссионный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Открытое занятие Акция Беседа Выставка Игра Презентация Мастер-класс Педагогические технологии: Технология индивидуального обучения Технология группового обучения Технология коллективного взаимодействия Технология дифференцированного обучения Технология проблемного обучения Проектная технология Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Инструкции Технологические карты Образцы изделий 2.6. Список литературы 6) Лындина Ю., Фигурки из бисера. - М.: "Культура и традиции", 2003.- 85 с, ил.; 7) Гре О., Простые поделки из бумаги. - М.:ООО"АСТ - ПРЕСС КНИГА", 2013.- 16 с, ил.; 8) Кононович Т. П., Неботова. - М.: АСТ; СПб.:Сова, 2007. - 176 с.: ил.,