1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи 1.3. Содержание программы, планируемые результаты 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 2 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий) 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей». Актуальность: Программа направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности обучающегося, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать обучающемуся возможность проявить себя в активной деятельности. Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Вид программы: Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, 3 возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. Направленность программы: художественная. Адресат программы: На обучение по ДООП «Чудесная мастерская» принимаются дети в возрасте от 7 лет. Принимаются все желающие без предварительного отбора. Срок и объем освоения программы: 1 год, 36 педагогических часов. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группа разновозрастная. Учебная нагрузка планируется исходя из педагогической и психологической целесообразности с учетом психофизических особенностей и возможностей детей. Большая часть часов отводится на практические занятия, которые являются наиболее эффективной формой обучения в данном объединении. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения. Возможна разработка индивидуального маршрута обучения для работы с одаренными или отстающими детьми. Режим занятий: 1-й год обучения (1-я ступень) - 1 час в неделю, всего 36 часов в год; 1.2. Цель, задачи Цель: создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством включения их в различные виды прикладного творчества. Задачи: - развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях; - прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа; -развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность. стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию; -воспитывать бережное отношение к природе и любовь к Родине; - развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности; - развивать стремление к творческой самореализации. 1.3. Содержание программы «Чудесная мастерская» Учебный план Таблица 1.3.1 № п/п 1 Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика Техника 1 1 4 Формы аттестации/контроля Требования к безопасности поведению учащихся во время занятия 2 Природные материалы 4 1 3 Наблюдение, выставка 3 Бумажная фантазия 14 1 13 Наблюдение, выставка 4 Пластилиновый мир 6 1 5 Наблюдение, выставка 6 Рисунок 10 1 9 Наблюдение, выставка Промежуточная 1 1 Наблюдение аттестация Содержание программы учебного плана 1. Введение. Теория. Требования к поведению учащихся во время занятия. 2. Природные материалы. Теория. Знакомство с материалами. Методы и приёмы составления композиций из листьев, поделок из другого природного материала (грецкий орех, шишки, мох, кора деревьев). 3. Бумажная фантазия. Оригами. Техника сгибания бумаги. Методы и приёмы выполнения фигурок. Оформление и показ готовых работ. Методика и приёмы симметричного вырезания, и вырезание по шаблону. 4. Пластилиновый мир. Теория. Выбор темы, создание эскиза, выдача раздаточного материала. Практика. Рисуем картину. 5. Изготовление подарков. Практика. Изготовление подарка ко дню Защитника Отечества. Изготовление сувенира для мамы в честь женского дня, ко дню пожилого человека, для педагогов и воспитателей. 6. Рисунок. Теория. Выбор темы и чем можно рисовать. Практика. Рисование карандашом, ватными палочками, красками, пальчиками. 7. Промежуточная аттестация. Подведение итогов за прошедший учебный год, анализ выполненных работ. Планируемые результаты: В результате освоения программы, обучающиеся научатся (знать и уметь): -воспитаны любознательность и познавательный интерес к окружающему миру; - коммуникативные навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение. - Моторика и гибкость рук, точность глазомера. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 7 Таблица 2.1.1. Количество учебных недель 36 5 Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 36 с 1 июня по 31 августа, с 31 декабря по 10 января 1 сентября и 31 мая Январь май 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое оснащение: Важным условием успешной реализации программы «Чудесная мастерская» является достаточный уровень материально-технического обеспечения: − кабинет для занятий − учебная мебель (парты, стулья); − оргтехники (проектор, интерактивная доска, ноутбук, колонки); − учебная доска; − демонстрационные изделия декоративно-прикладного творчества; − учебно-методическая литература. Инструменты Материалы Ножницы Цветной картон односторонний А4 Цветной картон двусторонний А4 Карандаши простые Бумага белая А4 Карандаши цветные Бумага цветная Дыроколы фигурные Клей-карандаш Стеки Природный материал Доски для пластилина Пластилин Кисточки для клея Клей ПВА Канцелярские ножи Подложки Ластик Формы реализации: очная, без использования дистанционных технологий, с использованием сетевой формы. 2.3. Формы аттестации Время проведения Цель проведения Начальный или входной контроль В начале Определение уровня развития детей, их учебного года способностей Текущий контроль В течение Определение степени усвоения обучающимися всего учебного учебного материала. Определение готовности года детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный контроль По окончании Определение степени усвоения обучающимися 6 Форма контроля Беседа Педагогическое наблюдение, просмотр выполненных работ Выставка изучения темы или раздела. В конце месяца, полугодия. учебного материала. Определение результатов обучения Итоговый контроль Определение изменения уровня развития детей, В конце их творческих способностей. Определение учебного года результатов обучения. Ориентирование Выставка или курса обучающихся на дальнейшее обучение. обучения Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения всех занятий в целях получения информации о: − выполнении обучающимися требуемых действий в процессе учебной деятельности; − правильности выполнения требуемых действий; − соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; − формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д. Включает в себя педагогическое наблюдение, текущий просмотр творческих работ. Промежуточный контроль достижений обучающихся осуществляется в конце каждой темы программы (просмотр, выставка). Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется в виде: итогового просмотра (общего и индивидуального), выставки. Промежуточная аттестация осуществляется в конце 1 полугодия. Итоговая аттестация осуществляется в конце года обучения. Выставка. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов педагогом: • журнал посещаемости; • мониторинг психолого-педагогической диагностики; • диагностические карты (карточка для отслеживания результативности освоения программы «Чудесная мастерская», таблица для отслеживания результативности освоения программы). 2.4. Оценочные материалы Уровень теоретической подготовки учащихся - Технология личностно-ориентированного развивающего обучения с целью максимального развития индивидуальных познавательных способностей ребенка, на основе его жизненного опыта. - Здоровьесберегающие технологии: создавая работы своими руками, дети получают положительные эмоции, а занятие любимым делом, благоприятная атмосфера объединения, работа в коллективе единомышленников оказывают положительное влияние на психическое, эмоциональное и духовное здоровье. Занятия рукоделием требует кропотливости, напряжения, сосредоточенности. Для сохранения физического здоровья созданы соответствующие санитарно-гигиенические условия для занятий. Организационные моменты урока: релаксационные паузы, физминутки, смена видов деятельности - также способствует сохранению здоровья детей. Занятия в объединении носят неформальный характер, что позволяет в процессе работы вести беседы о приобщении к здоровому образу жизни. Темы бесед: “Соблюдение режима дня”, 7 “Правильное питание”, “Вредные привычки”, “Соблюдение правил гигиены”, “Спорт в жизни человека”. На занятиях используются игровые технологии: создание работы само по себе несет игровой элемент. Уже в процессе ее изготовления, обучающиеся часто придумывают игровые ситуации, создавая изделия для подарка младшим братьям, сёстрам, бабушкам. На занятиях групповые формы используются во время открытых занятий, на которых в течении занятия дети должны выполнять довольно большой объем практической работы, что достигается способом разделения детей на группы. Уровень развития определяют по следующим показателям: 1 уровень (высокий) – устойчивое, постоянное проявление названного качества в творческой деятельности. 2 уровень (средний) – недостаточно устойчивое проявление названного качества. 3 уровень (низкий) – отсутствие данного качества в деятельности личности. Все вышесказанное ниже представлено более наглядно в виде таблицы «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности». Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Высокий уровень 3 балла Критерии оценки Показатели Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл Склонность к творчеству Потребность в достижении успеха Творческий потенциал Готовность к саморазвитию Творческая активность: 1.чувство новизны 2.критичность 3.направленность на творчество 4.самооценка творчества Развитость творческих (интеллектуальных) качеств: 1.самостоятельность 2.наблюдательность 3.объективность самооценки 4.заинтересованность в деле 5.пытливость 6.предусмотрительность 7.потребность в качественной работе 8.чувство нового 9.творческое мышление (креативность) Сформированность творческих (эмоциональноволевых) качеств: 1.обязательность 2.решительность 3.оптимистичность 4.уравновешенность (уверенность - беспокойность, тревожность) Общий уровень (ОУ) творческого развития личности определяется таким образом. Сумма набранных баллов делится на количество изученных параметров. Например, в выше изложенной таблице параметров 21, поэтому если они все диагностированы, то следует разделить сумму набранных баллов на 21. 8 На основании полученных результатов педагог делает вывод об общем уровне творческого развития обучающегося, дав следующую качественную характеристику, опираясь на итоговые результаты в баллах. в – высокий уровень - 3. в/с – выше среднего уровня - 2,1 - 2,9. с – средний уровень - 2. н/с – ниже среднего уровня - 1,1 - 1,9. н – низкий уровень - 1. Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка. По итогам полученной информации педагог планирует образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся. Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога Е.Н. Степанова. Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога. Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру в правом столбце, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. 43210 В среде других детей наш ребенок чувствует себя комфортно. 43210 Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку. 43210 Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом нашего ребенка. 43210 В объединении, где учится наш ребенок, хороший педагог. 43210 Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка. 43210 Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 43210 Учитываются индивидуальные особенности нашего ребенка. 43210 В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. 43210 Педагог даёт нашему ребенку глубокие и прочные знания. 43210 Педагог заботится о здоровье нашего ребенка. 43210 9 Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. 43210 Администрация и педагог создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. 43210 Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 43210 Обработка результатов теста Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Беседа Выставка Педагогические технологии: Технология группового обучения Здоровьесберегающая технология Дидактические материалы: Раздаточные материалы Образцы изделий 2.6. Список литературы ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1.Артамонова Е. Необычные сувениры и игрушки, - М., «Эксмо», 2005 2. Белякова О. В. Большая энциклопедия детских праздников./О. В. Белякова, Е. Н. Калинина, С. В. Болдырева и др.- Ярославль: Академия развития, 2007 3. Лыкова И.А. Аппликация из бумаги. /Лыкова И.А.-М., 2007 4. Острун Н.Д. Оригами. Динамические модели/Н. Д. Острун, А.В.Лев-2-е изд.-М.;Айриспресс, 2006 5. Соколова - Кубай Н.Н. Узоры из бумаги белорусская выцинанка. Культура и Традиции. Тверь, 2006 6. Юртакова А.Э. Объемные фигурки животных из бумаги/ А.Э. Юртакова, Л. В. Юртакова.-М.; Эксмо; Донецк: СКИФ, 2008 7. Ресурсы интернета. 10