1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи 1.3. Содержание программы, планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 2 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий) 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей». Актуальность. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных технических и эстетических ориентиров, художественно- эстетической оценки и овладение основами технической творческой деятельности. Она дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя мир технического творчества, конструкторов и изобретателей, проявить и реализовать свои творческие способности. В программе органически сочетаются разнообразные образовательные и досуговые формы деятельности. Начальное техническое моделирование является первой ступенью системы непрерывного технического образования и подготовительным этапом для спортивно-технических видов спорта таких как: авиамоделизм, автомоделизм, судомоделизм. Оно. дает представление детям как велик и интересен мир машин и механизмов, знакомит с работой конструктора и изобретателя, формирует задатки 3 политехнических знаний в области техники, воспитывает упорство, силу воли, терпение и усидчивость, развивает способности для работы с различными материалами и инструментами. Вид программы: Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. Направленность программы: техническая. Адресат программы: программа рассчитана на детей 7-11 лет, с учетом психологических особенностей развития. Срок и объем освоения программы: 2 года, 72 педагогических часов. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Состав группы: постоянный. Режим занятий: Срок реализации ДООП «Моделирование» – 2 года обучения, 36 недель в год, занятия проводятся 1 раз в неделю. 1.2. Цель, задачи Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому творчеству и познанию окружающего мира и своей роли в нем, как изобретателя; формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе для самореализации в обществе. Задачи (для первого года обучения): Предметные/обучающие: - расширять общий культурный, естественнонаучный, политехнический кругозор учащихся; - познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития технического творчества; - научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - научить детей ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, самостоятельно планировать свою работу; - дать основу графической грамоты - научить читать чертежи, работать с чертёжными инструментами, шаблоном и выкройками; - формировать устойчивый интерес детей к технике и основным понятиям устройства машин и механизмов; - научить детей общению и работе в коллективе. Метапредметные/развивающие: - развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей; - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность; 4 - развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; - развивать положительные эмоции и волевые качества; - развивать моторику рук, глазомер; - развитие художественного видения объекта макетирования и моделирования; - развитие интереса к поисковой работе. Личностные/воспитательные: - приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; - побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности; - способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; - воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; - воспитание таких качеств личности, как терпение и усидчивость. Задачи (для второго года обучения): Предметные/обучающие: Содействовать развитию у детей младшего школьного возраста способностей к техническому творчеству; Создать условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, картоном и другими материалами. Метапредметные/развивающие: Развивать групповое сотрудничество детей при создании сложных композиций; Вовлекать детей в соревновательную и игровую деятельность; Развивать у детей конструкторские способности, творческое и техническое мышление. Личностные/воспитательные: Содействовать в самоопределении, социальной адаптации; Формировать духовно-нравственные качества личности; Воспитывать творческую активность; Вырабатывать социально ценные навыки поведения, общения. 1.3. Содержание программы «Моделирование» Учебный план на 1-й год Таблица 1.3.1 № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория 5 Практика Формы аттестации/контроля 1 Вводное занятие 1 1 - Беседа, педагогическое наблюдение 2 Основа графической грамоты - технический рисунок, эскиз, чертеж 2 1 1 Наблюдение, обсуждение, корректировка 3 Шаблоны, выкройки, трафареты и особенности работы с ними 2 1 1 Наблюдение, обсуждение, корректировка 4 Понятие о технической эстетике 2 1 1 Наблюдение, обсуждение, корректировка 5 Элементы технического конструирования 3 1 2 Наблюдение, обсуждение, корректировка 6 Изготовление контурных макетов (соединение отдельных деталей) 4 1 3 Наблюдение, обсуждение, корректировка 7 Изготовление объемных макетов (соединение отдельных деталей) 4 1 3 Наблюдение, обсуждение, корректировка 8 Простейшие макеты автомобильного транспорта 6 1 5 Наблюдение, обсуждение, корректировка 9 Простейшие макеты судов и кораблей 3 1 2 Наблюдение, обсуждение, корректировка 10 Сувениры из картона, бумаги, природного и подручного материала 7 1 6 Наблюдение, обсуждение, корректировка 11 Массовые мероприятия 1 - 1 Наблюдение 12 Итоговое занятие 1 - 1 Наблюдение Содержание учебного плана 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление с техникой безопасности. 2. Основа графической грамоты - технический рисунок, эскиз, чертеж Теория. Пространственное понятие о видах объекта, отображаемых на чертеже (сбоку, сверху, спереди, сзади). Что такое технический рисунок, эскиз. Практика. Изготовление технических рисунков и простейших эскизов. Условные линии. Изготовление изделий по чертежу с элементами вырезания и складывания. 3. Шаблоны, выкройки, трафареты и особенности работы с ними Теория. Что такое шаблон, выкройка. Правила работы с ними. Практика. Изготовление поделок с использованием шаблонов и выкроек. 4. Понятие о технической эстетике 6 Теория. Что такое дизайн. Особенности оформления технических объектов с эстетической точки зрения. Полезность и красота изделия. Практика. Изготовление поделок и их оформление в соответствии со вкусом учащихся. 5. Элементы технического конструирования Теория. Конструирование, как основной элемент творческой деятельности человека. Техническое конструирование объектов в зависимости от их назначения. Конструирование на общей основе и из отдельных элементов. Практика. Работа детей с различного вида конструкторами. Конструирование объектов из отдельных элементов и на общей основе. 6. Изготовление контурных макетов (соединение отдельных деталей) Теория. Понятие о контуре и силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: различные прямоугольники, треугольники, круг, половинки круга. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с использованием геометрических фигур. Практика. Изготовление "Геометрического конструктора", геометрических фигур, различных по форме и размеру. Изготовление контурных макетов со щелевидными соединениями (ракеты, самолеты, пароходы, автомобили). 7. Изготовление объемных макетов (соединение отдельных деталей) Теория. Понятия - объем, объемное изделие, объемный макет. Расширение и углубление понятий о геометрических формах: куб, конус, цилиндр, призма, пирамида. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими формами. Практика. Изготовление “Конструктора геометрических форм”, различных по размерам с использованием разверток. Изготовление объемных макетов (автобус. самолет, ракета, лодка и различных игрушек) 8. Простейшие макеты автомобильного транспорта Теория. Беседа о значении автомобильного транспорта и о истории автомобилестроения. Классификация автомобилей. Общее понятие об основных частях автомобиля и их назначении. Практика. Изготовление простейших макетов различного автотранспорта: грузового, легкового с неподвижными и вращающимися колесами, запускаемых рукой или движущихся по наклонной плоскости в игре "Кто дальше", "Кто быстрее". 9. Простейшие макеты судов и кораблей Теория. Первоначальные сведения об истории флота. Гражданские и военные суда и их назначение. Общее понятие о кораблях и судах (парусных и моторных, морских и речных). Практика. Изготовление моделей и макетов лодок, яхт, катамаранов. 10. Сувениры из картона, бумаги, природного и подручного материала Теория. Требования к сувенирам. Используемые материалы. Занятия приурочены к знаменательным датам, праздникам. Практика. Выполнение сувенира последующим оформлением (оклейкой, разрисовкой, покраской) в соответствии со вкусом и желанием детей на тематику детских сказок. Выполнение поделок производится в игровом порядке (Ледяной домик с зайцем, лисой, медведем, петухом). 7 11. Массовые мероприятия Участие в выставках-конкурсах, посвященных памятным датам или народным праздникам, посещение родительских собраний кружковцев, уточнение отношения родителей к занятиям ребёнка в кружке моделирования, организация экскурсий. 12. Итоговое занятие Подведение итогов работы кружка по программе и пожелание на следующий год. Планируемые результаты первого года обучения: Обучающиеся должны знать: Виды технического творчества; историю развития техники. Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда. Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки. Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами. Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях. Инструменты и приспособления, используемые в работе. Технологию выполнения изделий, макетов, моделей, конструкций, композиций. Инструменты и приспособления для художественного конструирования. Основу графической грамоты. Приемы оформления работы; приемы изготовления паспарту. Технологию изготовления игрушек и сувениров из различных материалов. Технологию изготовления аппликации. Приёмы оформления изделия для выставки. Техническую документацию. Понятие об электричестве и его применение в изделиях. Технологию изготовления изделий с подвижными соединениями. Механизмы, приводящие игрушки и модели в движение. Должны уметь: Правильно организовать свое рабочее место. Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике. Выполнять правила техники безопасности. Приобрести навыки работы по изготовлению изделий, макетов, моделей, конструкций, композиций. Готовить материалы к работе. Соблюдать последовательность работ при выполнении технологических операций при изготовлении изделий. Выполнять самостоятельно изученные изделия, согласно технологической карты. Работать с использованием эскизов, технических рисунков, чертежей. Пользоваться выкройкой, трафаретом, шаблоном. 8 Изготавливать разные игрушки и сувениры, композиции, конструкции, макеты, модели. В процессе работы ориентироваться на качество изделий. Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету. Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность. 1.3. Содержание программы «Моделирование» Учебный план на 2-й год Таблица 1.3.1 Количество часов № п/п Название раздела, темы Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 - Беседа, педагогическое наблюдение 2 Чертеж, как язык техники. Изготовление простейших чертежей и выкроек по ним 2 1 1 Наблюдение, обсуждение, корректировка 3 Понятие о моделях и макетах. Понятие о масштабе 2 1 1 Наблюдение, обсуждение, корректировка 4 Техническое конструирование 2 1 1 Наблюдение, обсуждение, корректировка 5 Изготовление сувениров и игрушек из природного материала 7 1 6 Наблюдение, обсуждение, корректировка 6 Бумажная пластика 5 1 4 Наблюдение, обсуждение, корректировка 7 Макеты военной техники 4 1 3 Наблюдение, обсуждение, корректировка 8 Макеты космической техники 4 1 3 Наблюдение, обсуждение, корректировка 9 Изготовление композиций 5 1 4 Наблюдение, обсуждение, корректировка 10 Массовые мероприятия 2 0 2 Наблюдение 11 Итоговое занятие 2 0 2 Наблюдение Содержание учебного плана 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление с техникой безопасности. 2. Чертеж, как язык техники. Изготовление простейших чертежей и выкроек по ним 9 Теория. Знакомство с техническим чертежом. Обозначение размеров деталей и их частей на чертеже. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центральная линия, сплошная линия. Практика. Работа с линейкой и циркулем. Деление окружности на 3, 4, 6 и 8 частей. Изготовление игольниц в виде 4, 6, 8 лепестковых цветков с применением циркуля. Задание по чтению чертежа. 3. Понятие о моделях и макетах. Понятие о масштабе Теория. Различия между макетом и моделью. Понятие о масштабе. Нанесение размеров. Применение знаний о масштабе в начальном техническом моделировании (рациональный способ выбора масштаба). Практика. Увеличение и уменьшение чертежа детали с заданным масштабом. 4. Техническое конструирование Теория. Понятие о дизайне и эргономике. Знакомство с профессией конструктора. Практика. Задание на конструирование поделок с учетом эргономики и дизайна. 5. Изготовление сувениров и игрушек из природного материала Теория. Психологическая подготовка детей к выполнению игрушки, сувенира. Рассказ о прекрасном вокруг нас. Привлекательность сувениров и игрушек. Технологическая и художественная доступность для изготовления изделий. Практика. Изготовление сувениров и игрушек с использованием различных материалов (картон, бумага, кора, пластилин, шишки, различные зерна, опилки). 6. Бумажная пластика Теория. Беседа о том, как зародилось, с чего началось это направление работы с бумагой. Практика. Изготовление простейших работ из бумаги. 7. Макеты военной техники Теория. Особенности изготовления макетов военной техники. Окраска и отделка макетов военной техники. Практика. Изготовление макетов военной техники: танка, броневика или вездехода. 8. Макеты космической техники Теория. Беседа о освоении человеком космического пространства. Типы космических аппаратов. Особенности изготовления макетов объектов космического назначения. Практика. Изготовление макетов ракет, околоземных космических аппаратов. 9. Изготовление композиций Теория. Эффективность композиций. Порядок создания композиций. Материалы, используемые при изготовлении композиций с макетами технической направленности. Практика. Изготовление композиций с элементами технической направленности (домик с гаражом, ферма и т.д.). 10. Массовые мероприятия Проведение в кружке праздников, викторин, конкурсов, соревнований. Участие в общих мероприятиях МУ ДО ДДТ. 11. Итоговое занятие Оценка деятельности отдельных кружковцев в учебном году и всего кружка в целом. Рекомендации по изучению учащимися технической литературы в период летних каникул. 10 Планируемые результаты второго года обучения: Обучающиеся должны знать: Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда. Линии чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центральная линия, сплошная линия. Что такое циркуль и правила пользования. Как разделить окружность на 3, 4, 6, 8 частей. различия между макетом и моделью. Что такое масштаб. Правила нанесения размеров. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами. что такое бумажная пластика. Основные приёмы работы с бумагой. Терминологию, применяемую при изготовлении изделий. Основные приёмы отделки и значение деталировки при экспонировании модели или макета. Как составлять документацию на экспонат. Должны уметь: Совершать простейшие операции с уголком чертежным, лекалом, молотком, плоскогубцами, кусачками, отвертками, шилом, напильником, соблюдая правила пользования техники безопасной работы с ними. Различать между собой похожие инструменты. Изготавливать силуэты из плотной бумаги при помощи осевой симметрии. Использовать названия: чертеж, циркуль окружность, деталь, линии чертежа. Читать чертеж, делить окружность на 3, 4, 6, 8 частей. Изготавливать игольницы при помощи циркуля. конструировать поделки с учетом дизайна и эргономики. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 72 72 с 1 июня по 31 августа, с 31 декабря по 10 января 1 сентября и 31 мая Январь, май май 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Важным условием успешной реализации программы «Моделирование» является достаточный уровень материально-технического обеспечения: − кабинет для занятий соответствует требованиям от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; − учебный кабинет, оборудованный учебной мебелью (парты, стулья); − оргтехника (проектор, экран, компьютер или ноутбук, колонки); − учебная доска; − демонстрационные изделия декоративно-прикладного творчества; − учебно-методическая литература, наглядные пособия. 11 Инструменты Материалы Ножницы Цветной картон односторонний А4 Карандаши простые Бумага белая А4 Карандаши цветные Бумага цветная Точилка для карандашей Клей-карандаш Фломастеры Цветные карандаши Формы реализации: очная, без использования дистанционных технологий, с использованием сетевой формы. 2.3. Формы аттестации Время Цель проведения Форма контроля проведения Начальный или входной контроль В начале Определение уровня развития Беседа учебного года детей, их способностей. Текущий контроль Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Педагогическое В течение всего Повышение ответственности и наблюдение, учебного года заинтересованности обучающихся в просмотр обучении. Выявление отстающих и выполненных работ опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный контроль По окончании Определение степени усвоения изучения темы обучающимися учебного матеили раздела. риала. Определение результатов Выставка В конце месяца, обучения. полугодия. Итоговый контроль Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение резульВ конце учебного татов обучения. Ориентирование года или курса обучающихся на дальнейшее Выставка обучения обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения всех занятий в целях получения информации о: 12 − выполнении обучающимися требуемых действий в процессе учебной деятельности; − правильности выполнения требуемых действий; − соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; − формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д. Включает в себя педагогическое наблюдение, текущий просмотр творческих работ. Промежуточный контроль достижений обучающихся, осуществляется в конце каждой темы программы (просмотр, выступление). Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется в виде: итогового просмотра (общего и индивидуального), выступления. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов педагогом. • журнал посещаемости; • мониторинг психолого-педагогической диагностики; • диагностические карты (карточка для отслеживания результативности освоения программы «Моделирование», таблица для отслеживания результативности освоения программы). Промежуточная аттестация осуществляется в конце 1 полугодия ежегодно. Итоговая аттестация осуществляется в конце последнего года обучения. Выставка. 2.4. Оценочные материалы В процессе реализации программы используются следующие технологии: - Технология личностно-ориентированного развивающего обучения с целью максимального развития индивидуальных познавательных способностей ребенка, на основе его жизненного опыта. Уровень развития определяют по следующим показателям: 1 уровень (высокий) – устойчивое, постоянное проявление названного качества в творческой деятельности. 2 уровень (средний) – недостаточно устойчивое проявление названного качества. 3 уровень (низкий) – отсутствие данного качества в деятельности личности. Все вышесказанное ниже представлено более наглядно в виде таблицы «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности». Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Высокий уровень 3 балла Критерии оценки Склонность к творчеству Потребность в достижении успеха Творческий потенциал Готовность к саморазвитию Творческая активность: 1.чувство новизны 2.критичность 3.направленность на творчество 4.самооценка творчества 13 Показатели Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл 6. 7. Развитость творческих (интеллектуальных) качеств: 1.самостоятельность 2.наблюдательность 3.объективность самооценки 4.заинтересованность в деле 5.пытливость 6.предусмотрительность 7.потребность в качественной работе 8.чувство нового 9.творческое мышление (креативность) Сформированность творческих (эмоционально-волевых) качеств: 1.обязательность 2.решительность 3.оптимистичность 4.уравновешенность (уверенность беспокойность, тревожность) Общий уровень (ОУ) творческого развития личности определяется таким образом. Сумма набранных баллов делится на количество изученных параметров. Например, в выше изложенной таблице параметров 21, поэтому если они все диагностированы, то следует разделить сумму набранных баллов на 21. На основании полученных результатов педагог делает вывод об общем уровне творческого развития обучающегося, дав следующую качественную характеристику, опираясь на итоговые результаты в баллах. в – высокий уровень - 3. в/с – выше среднего уровня - 2,1 - 2,9. с – средний уровень - 2. н/с – ниже среднего уровня - 1,1 - 1,9. н – низкий уровень - 1. Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка. По итогам полученной информации педагог планирует образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся. Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога Е.Н. Степанова. Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога. Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру в правом столбце, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 – совершенно согласен; 14 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать 43210 дружным. В среде других детей наш ребенок чувствует себя комфортно. 43210 Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему 43210 ребенку. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с 43210 администрацией и педагогом нашего ребенка. В объединении, где учится наш ребенок, хороший педагог. 43210 Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего 43210 ребенка. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними 43210 заданиями. Учитываются индивидуальные особенности нашего ребенка. 43210 В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны 4 3 2 1 0 и интересны нашему ребенку. Педагог даёт нашему ребенку глубокие и прочные знания. 43210 Педагог заботится о здоровье нашего ребенка. 43210 Учебное заведение способствует формированию достойного 43210 поведения нашего ребенка. Администрация и педагог создают условия для проявления и 43210 развития способностей нашего ребенка. Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к 43210 самостоятельной жизни. Обработка результатов теста Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный 15 Формы организации образовательной деятельности: Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Беседа Выставка Педагогические технологии: Технология группового обучения Дидактические материалы: Раздаточные материалы Образцы изделий 2.6. Список литературы ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Журавлева А.П.-“Начальное техническое моделирование”, 2. Перевертень П.И.- “Техническое творчество в начальных классах. 3. Минервин Г.Б.- “О красоте машин и вещей”. 4. Боготеева З.Л.- “Чудесные поделки из бумаги”. 5. Карпинский А.- “Модели судов из картона”. 6. Максимихин И.А.-“Как построить модель корабля”. 7. Ермаков А.М.- “Простейшие авиамодели”. 8. Кротов И.В.- “Модели ракет”. 9. Гордан В.О.- “Почему так чертят”. 10. А С Т пресс 1998 г.-“Урок труда - я все умею делать сам.” 11. Валерия СПБ Кристалл 1997г.-”2ОО моделей для умелых рук”. 12. “Кружок умелые руки. От простого к сложному” 16