1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи 1.3. Содержание программы, планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 2 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий) 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей». Актуальность. Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных технических и эстетических ориентиров, художественно- эстетической оценки и овладение основами технической творческой деятельности. Она дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя мир технического творчества, конструкторов и изобретателей, проявить и реализовать свои творческие способности. В программе органически сочетаются разнообразные образовательные и досуговые формы деятельности. Начальное техническое моделирование является первой ступенью системы непрерывного технического образования и подготовительным этапом для спортивно-технических видов спорта таких как: авиамоделизм, автомоделизм, судомоделизм. Оно. дает представление детям как велик и интересен мир машин и механизмов, знакомит с работой конструктора и изобретателя, формирует задатки политехнических знаний в области техники, воспитывает упорство, силу воли, терпение и усидчивость, 3 развивает способности для работы с различными материалами и инструментами. Вид программы: Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. Направленность программы: техническая. Адресат программы: программа рассчитана на детей 9-15 лет, с учетом психологических особенностей развития. Срок и объем освоения программы: 1 год, _36_педагогических часов. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Состав группы: постоянный. Режим занятий: Срок реализации ДООП «Самоделкин - фантазёр» – 1 год обучения, 36 недель в год, занятия проводятся 1 раз в неделю. 1.2. Цель, задачи Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому творчеству и познанию окружающего мира и своей роли в нем, как изобретателя; формирование умения самостоятельно ориентироваться в любой работе для самореализации в обществе. Задачи: Предметные/обучающие: - расширять общий культурный, естественнонаучный, политехнический кругозор учащихся; - познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития технического творчества; - научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; - научить детей ставить перед собой цель и находить пути ее достижения, самостоятельно планировать свою работу; - дать основу графической грамоты - научить читать чертежи, работать с чертёжными инструментами, шаблоном и выкройками; - формировать устойчивый интерес детей к технике и основным понятиям устройства машин и механизмов; - научить детей общению и работе в коллективе. Метапредметные/развивающие: - развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей; - развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию, наблюдательность; - развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, 4 внимание; - развивать положительные эмоции и волевые качества; - развивать моторику рук, глазомер; - развитие художественного видения объекта макетирования и моделирования; - развитие интереса к поисковой работе. Личностные/воспитательные: - приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении; - побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности; - способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения; - воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности; - воспитание таких качеств личности, как терпение и усидчивость. 1.3. Содержание программы «Самоделкин-фантазёр» Учебный план Таблица 1.3.1 № п/п Количество часов Название раздела, темы Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 2 Чертеж, как язык техники. Изготовление простейших чертежей и выкроек по ним 3 Понятие о моделях и макетах. Понятие о масштабе 4 Техническое конструирование 2 5 Изготовление сувениров и игрушек из природного материала 7 1 2 2 Формы аттестации/контроля - Беседа, педагогическое наблюдение 1 Наблюдение, обсуждение, корректировка 1 Наблюдение, обсуждение, корректировка 1 1 Наблюдение, обсуждение, корректировка 1 6 Наблюдение, обсуждение, корректировка 1 1 1 5 6 Бумажная пластика 5 1 4 Наблюдение, обсуждение, корректировка 7 Макеты военной техники 4 1 3 Наблюдение, обсуждение, корректировка 8 Макеты космической техники 3 Наблюдение, обсуждение, корректировка 9 Изготовление композиций 5 1 4 Наблюдение, обсуждение, корректировка 10 Массовые мероприятия 2 0 2 Наблюдение 11 Итоговое занятие 2 0 2 Наблюдение 4 1 Содержание учебного плана 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление с техникой безопасности. 2. Чертеж, как язык техники. Изготовление простейших чертежей и выкроек по ним Теория. Знакомство с техническим чертежом. Обозначение размеров деталей и их частей на чертеже. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центральная линия, сплошная линия. Практика. Работа с линейкой и циркулем. Деление окружности на 3, 4, 6 и 8 частей. Изготовление игольниц в виде 4, 6, 8 лепестковых цветков с применением циркуля. Задание по чтению чертежа. 3. Понятие о моделях и макетах. Понятие о масштабе Теория. Различия между макетом и моделью. Понятие о масштабе. Нанесение размеров. Применение знаний о масштабе в начальном техническом моделировании (рациональный способ выбора масштаба). Практика. Увеличение и уменьшение чертежа детали с заданным масштабом. 4. Техническое конструирование Теория. Понятие о дизайне и эргономике. Знакомство с профессией конструктора. Практика. Задание на конструирование поделок с учетом эргономики и дизайна. 5. Изготовление сувениров и игрушек из природного материала Теория. Психологическая подготовка детей к выполнению игрушки, сувенира. Рассказ о прекрасном вокруг нас. Привлекательность сувениров и игрушек. Технологическая и художественная доступность для изготовления изделий. Практика. Изготовление сувениров и игрушек с использованием различных материалов (картон, бумага, кора, пластилин, шишки, различные зерна, опилки). 6 6. Бумажная пластика Теория. Беседа о том, как зародилось, с чего началось это направление работы с бумагой. Практика. Изготовление простейших работ из бумаги. 7. Макеты военной техники Теория. Особенности изготовления макетов военной техники. Окраска и отделка макетов военной техники. Практика. Изготовление макетов военной техники: танка, броневика или вездехода. 8. Макеты космической техники Теория. Беседа о освоении человеком космического пространства. Типы космических аппаратов. Особенности изготовления макетов объектов космического назначения. Практика. Изготовление макетов ракет, околоземных космических аппаратов. 9. Изготовление композиций Теория. Эффективность композиций. Порядок создания композиций. Материалы, используемые при изготовлении композиций с макетами технической направленности. Практика. Изготовление композиций с элементами технической направленности (домик с гаражом, ферма и т.д.). 10. Массовые мероприятия Проведение в кружке праздников, викторин, конкурсов, соревнований. Участие в общих мероприятиях МУ ДО ДДТ. 11. Итоговое занятие Оценка деятельности отдельных кружковцев в учебном году и всего кружка в целом. Рекомендации по изучению учащимися технической литературы в период летних каникул. Планируемые результаты: Обучающиеся должны знать: Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда. Линии чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центральная линия, сплошная линия. Что такое циркуль и правила пользования. Как разделить окружность на 3, 4, 6, 8 частей. различия между макетом и моделью. Что такое масштаб. Правила нанесения размеров. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами. что такое бумажная пластика. Основные приёмы работы с бумагой. Терминологию, применяемую при изготовлении изделий. Основные приёмы отделки и значение деталировки при экспонировании модели или макета. Как составлять документацию на экспонат. Должны уметь: Совершать простейшие операции с уголком чертежным, лекалом, молотком, плоскогубцами, кусачками, отвертками, шилом, 7 напильником, соблюдая правила пользования техники безопасной работы с ними. Различать между собой похожие инструменты. Изготавливать силуэты из плотной бумаги при помощи осевой симметрии. Использовать названия: чертеж, циркуль окружность, деталь, линии чертежа. Читать чертеж, делить окружность на 3, 4, 6, 8 частей. Изготавливать игольницы при помощи циркуля. конструировать поделки с учетом дизайна и эргономики. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 36 36 с 1 июня по 31 августа, с 31 декабря по 10 января 1 сентября и 31 мая Январь, май май 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Важным условием успешной реализации программы «Самоделкин-фантазёр» является достаточный уровень материально-технического обеспечения: − кабинет для занятий соответствует требованиям от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; − учебный кабинет, оборудованный учебной мебелью (парты, стулья); − оргтехника (проектор, экран, компьютер или ноутбук, колонки); − учебная доска; − демонстрационные изделия декоративно-прикладного творчества; − учебно-методическая литература, наглядные пособия. Инструменты Материалы Ножницы Цветной картон односторонний А4 Карандаши простые Бумага белая А4 Карандаши цветные Бумага цветная Точилка для карандашей Клей-карандаш Фломастеры Цветные карандаши Формы реализации: очная, без использования дистанционных технологий, с использованием сетевой формы. Время 2.3. Формы аттестации Цель проведения 8 Форма проведения В начале учебного года В течение всего учебного года По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, полугодия. контроля Начальный или входной контроль Определение уровня развития детей, их способностей. Текущий контроль Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный контроль Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. Беседа Педагогическ ое наблюдение, просмотр выполненных работ Выставка Итоговый контроль Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. В конце Определение резульучебного года татов обучения. Ориентирование Выставка или курса обучающихся на дальнейшее обучение. обучения Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения всех занятий в целях получения информации о: − выполнении обучающимися требуемых действий в процессе учебной деятельности; − правильности выполнения требуемых действий; − соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; − формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д. Включает в себя педагогическое наблюдение, текущий просмотр творческих работ. Промежуточный контроль достижений обучающихся осуществляется в конце каждой темы программы (просмотр, выступление). Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется в виде: итогового просмотра (общего и индивидуального), выступления. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов педагогом. 9 • журнал посещаемости; • мониторинг психолого-педагогической диагностики; • диагностические карты (карточка для отслеживания результативности освоения программы «Самоделкин-фантазёр», таблица для отслеживания результативности освоения программы). Промежуточная аттестация осуществляется в конце 1 полугодия ежегодно. Итоговая аттестация осуществляется в конце последнего года обучения. Выставка. 2.4. Оценочные материалы В процессе реализации программы используются следующие технологии: - Технология личностно-ориентированного развивающего обучения с целью максимального развития индивидуальных познавательных способностей ребенка, на основе его жизненного опыта. Уровень развития определяют по следующим показателям: 1 уровень (высокий) – устойчивое, постоянное проявление названного качества в творческой деятельности. 2 уровень (средний) – недостаточно устойчивое проявление названного качества. 3 уровень (низкий) – отсутствие данного качества в деятельности личности. Все вышесказанное ниже представлено более наглядно в виде таблицы «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности». Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Высокий уровень 3 балла Критерии оценки Склонность к творчеству Потребность в достижении успеха Творческий потенциал Готовность к саморазвитию Творческая активность: 1.чувство новизны 2.критичность 3.направленность на творчество 4.самооценка творчества Развитость творческих (интеллектуальных) качеств: 1.самостоятельность 2.наблюдательность 3.объективность самооценки 4.заинтересованность в деле 5.пытливость 6.предусмотрительность 7.потребность в качественной работе 8.чувство нового 10 Показатели Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл 7. 9.творческое мышление (креативность) Сформированность творческих (эмоционально-волевых) качеств: 1.обязательность 2.решительность 3.оптимистичность 4.уравновешенность (уверенность беспокойность, тревожность) Общий уровень (ОУ) творческого развития личности определяется таким образом. Сумма набранных баллов делится на количество изученных параметров. Например, в выше изложенной таблице параметров 21, поэтому если они все диагностированы, то следует разделить сумму набранных баллов на 21. На основании полученных результатов педагог делает вывод об общем уровне творческого развития обучающегося, дав следующую качественную характеристику, опираясь на итоговые результаты в баллах. в – высокий уровень - 3. в/с – выше среднего уровня - 2,1 - 2,9. с – средний уровень - 2. н/с – ниже среднего уровня - 1,1 - 1,9. н – низкий уровень - 1. Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка. По итогам полученной информации педагог планирует образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся. Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога Е.Н. Степанова. Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога. Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру в правом столбце, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать 43210 дружным. 11 В среде других детей наш ребенок чувствует себя комфортно. 43210 Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему 43210 ребенку. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с 43210 администрацией и педагогом нашего ребенка. В объединении, где учится наш ребенок, хороший педагог. 43210 Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего 43210 ребенка. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними 43210 заданиями. Учитываются индивидуальные особенности нашего ребенка. 43210 В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны 4 3 2 1 0 и интересны нашему ребенку. Педагог даёт нашему ребенку глубокие и прочные знания. 43210 Педагог заботится о здоровье нашего ребенка. 43210 Учебное заведение способствует формированию достойного 43210 поведения нашего ребенка. Администрация и педагог создают условия для проявления и 43210 развития способностей нашего ребенка. Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к 43210 самостоятельной жизни. Обработка результатов теста Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Беседа Выставка Педагогические технологии: Технология группового обучения Дидактические материалы: Раздаточные материалы 12 Образцы изделий 2.6. Список литературы ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Богатеева З.Л.- “Чудесные поделки из бумаги”, М.: Просвещение, 1992. 2. Гордон В.О.- “Почему так чертят”: Пособие для учителей. [Перевод] / В. Гордон, Е. Старожилец. - Каунас: Швиеса, 1985. 3. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. Под ред. Г.И. Житомирского. 2-е издание, переработанное. М., Просвещение, 1989г. 4. Журавлева А.П., Болотина Л.А. 'Начальное техническое моделирование' Москва: Просвещение, 1982 - с.158. 5. Калмыков В.О. «Сделай сам», Ростов-на-Дону «Феникс», 2004. 6. А. Карпинский, С. Смолис. Модели судов из картона. Ленинград «Судостроение» 1989г. 7. Кротов И.В.- МОДЕЛИ РАКЕТ Кротов И.В. Ордена "Знак почета" издательство ДОСААФ СССР. Москва 1979г. 8. Максимихин И.А. Как построить модель корабля Пособие для учащихся. — Ленинград: Учпедгиз, 1956. —221 с. 9. Минервин Г.Б.- “О красоте машин и вещей”: Для учащихся ст. классов / Г. Б. Минервин, В. М. Мунипов. - Москва: Просвещение, 1975. 10. Перевертень П.И.- “Техническое творчество в начальных классах: книга для учителя по внеклассной работе / Г. И. Перевертень. - Москва: Просвещение, 1988. 11.Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Уроки творчества», издательский дом «Федоров», 2000. 3.Литвиненко В.М., Аксенов Н.В. «Игрушки из ничего», Санкт-Петербург, издательство «Кристалл»,2000. 13