1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи 1.3. Содержание программы, планируемые результаты 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 2 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий) 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей». Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию. Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический художественный вкус, культуру общения. Вид программы: Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной 3 организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. Направленность программы: художественная. Адресат программы: программа рассчитана на детей 7-11 лет, с учетом психологических особенностей развития. Срок и объем освоения программы: 2 года, 216 педагогических часов. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группы разновозрастные. Состав группы: постоянный. Режим занятий: Срок реализации ДООП «Театральный сундучок» – 2 года обучения, 36 недель в год, занятия проводятся 3 часа в неделю. 1.2. Цель, задачи Цель: развить творческие способности обучающихся, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость. Задачи (для первого года обучения): Предметные/обучающие: - знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства. Метапредметные/развивающие: - развивать устную речь, формировать навыки исполнения фольклорных произведений (потешки, небылицы, сказки, скороговорки), приобщая детей к культурному наследию, традициям своего народа; - развивать фантазию, воображение, образное мышление, зрительное и слуховое внимание, память, находчивость, наблюдательность средствами театрального искусства. Активизировать познавательный интерес. Личностные/воспитательные: - формировать умение работать с куклой; - формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Задачи (для второго года обучения): Предметные/обучающие: - выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра. Метапредметные/развивающие: - развивать речевое дыхание и артикуляцию; - развивать дикцию на материале скороговорок и стихов. Личностные/воспитательные: - формирование всесторонне развитой личности; - воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру. 1.3. Содержание программы 4 «Театральный сундучок» (1-й год обучения) Учебный план Таблица 1.3.1 Количество часов № п/п Название раздела, темы 1 Вводное занятие 1 1 - Беседа, педагогическое наблюдение 2 Театр. История театра кукол 2 2 - Беседа, обсуждение 3 Культура и техника речи 20 Наблюдение, обсуждение, корректировка 4 Работа со сценарием 14 Наблюдение, обсуждение, корректировка 5 Обучение работе над ширмой, за ширмой 7 Наблюдение, обсуждение, корректировка 6 Сказки «Беззаботный зайка», «Кот Барсик идет в школу». Репетиция 25 Наблюдение, обсуждение, корректировка 7 Сказка «Теремок». Репетиция 33 - 33 Наблюдение, обсуждение, корректировка 8 Выступление 3 - 3 Наблюдение 9 Мероприятия для кружковцев 3 - 3 Наблюдение Всего Теория Практика 20 14 7 25 - - - - Формы аттестации/контроля Содержание учебного плана 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление с техникой безопасности. 2. Театр. История театра кукол Теория. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник декоратор, бутафор, актер). 3. Культура и техника речи Практика. Работа над постановкой голоса. 5 Артикуляционная гимнастика для языка, губ: на согласные свистящие (з, с); шипящие (ж, ш, щ); сонорные (н, л, м, р), взрывные (б, т, д, к, г). Дикция – чёткое, внятное произношение слов, словосочетаний. Работа над правильным произношением. Речь представляет собой озвученный выдох. Длительность и сила выдоха в процессе устной речи. Бесшумный глубокий вдох перед произношением фразы. Выразительность речи возникает тогда, когда, человек хочет передать не только знания, но и свои чувства, отношения. Упражнения на темп речи, скорость, силу голоса. Дети должны знать, что голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актёр, исполнитель. Голос надо беречь, развивать и совершенствовать. Звукоподражание. Говорим голосом разных животных (игровые упражнения «Мы медвежата», «Мы ёжики» и т. д.) Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата; игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). 4. Работа со сценарием Практика. Выбор сказки для постановки, распределение ролей, отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. 5. Обучение работе над ширмой, за ширмой Практика. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. 6. Сказка «Курочка Ряба». Репетиция Практика. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. 7. Сказка «Теремок». Репетиция Практика. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. 8. Выступление Практика. Показ сказки перед зрителями. 9. Участие в выставках Практика. Принятие участия в выставках. 10. Мероприятия для кружковцев Календарные праздники. Планируемые результаты первого года обучения: Обучающиеся должны знать и уметь: сценой в кукольном театре, является ширма; понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер»; правила поведения в театре; делать артикуляционную гимнастику с помощью педагога; правильно одевать на руку куклу; управлять правильно куклой и говорить за нее, спрятавшись за ширму. Содержание программы 6 «Театральный сундучок» (2-й год обучения) Учебный план Таблица 1.3.2 № п/п Количество часов Название раздела, Формы темы Всего Теория Практика аттестации/контроля - Беседа, педагогическое наблюдение 10 Наблюдение, обсуждение, корректировка 8 Наблюдение, обсуждение, корректировка 10 Наблюдение, обсуждение, корректировка 24 Наблюдение, обсуждение, корректировка 24 Наблюдение, обсуждение, корректировка - 24 Наблюдение, обсуждение, корректировка 3 - 3 Наблюдение 4 - 4 Наблюдение 1 Вводное занятие 2 Культура и техника речи 3 Обучение работе над ширмой, за ширмой 4 Работа со сценарием 5 Сказка «Три медведя». Репетиция 5 Сказка «Колобок». Репетиция 6 Сказка «Заюшкина избушка» 24 7 Выступление 8 Мероприятия для кружковцев 1 10 8 10 24 24 1 - - - - - 1. Вводное занятие Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление с техникой безопасности. 2. Культура и техника речи Практика. Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких – одна». 3. Работа со сценарием Практика. Выбор сказки для постановки, распределение ролей, отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. 7 4. Обучение работе над ширмой, за ширмой Практика. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. 5. Сказка «Колобок». Репетиция Практика. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. 6. Сказка «Заюшкина избушка». Репетиция Практика. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. 7. Выступление Практика. Показ сказки перед зрителями. 8. Участие в выставках Практика. Принятие участия в выставках. 9. Мероприятия для кружковцев Календарные праздники. Планируемые результаты второго года обучения: Обучающиеся должны знать и уметь: самостоятельно делать артикуляционную гимнастику; правильно управлять куклой и говорить за нее, с нужной интонацией; самостоятельно поставить небольшой спектакль. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 72 144 с 1 июня по 31 августа, с 31 декабря по 10 января 1 сентября и 31 мая Январь, май май 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Важным условием успешной реализации программы «Театральный сундучок» является достаточный уровень материально-технического обеспечения: − кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; − светлое просторное помещение, необходимое оборудование для постановки спектаклей; − ширма для репетиций и выступлений; − куклы для постановки каждой сказки; − декорации для спектаклей; 8 цветная бумага, картон, клей, ножницы, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисунков и для изготовления несложных декораций. Необходимое методическое обеспечение: − методические рекомендации по организации кукольного кружка; − тексты пьес, сказок, считалок, стихов. Формы реализации: очная, без использования дистанционных технологий, с использованием сетевой формы. 2.3. Формы аттестации Время проведения Цель проведения Форма контроля Начальный или входной контроль В начале Определение уровня развития Беседа учебного года детей, их способностей. Текущий контроль Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Педагогическое В течение всего Повышение ответственности и наблюдение, учебного года заинтересованности обучающихся в просмотр обучении. Выявление отстающих и выполненных работ опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный контроль По окончании Определение степени усвоения изучения темы обучающимися учебного матеили раздела. риала. Определение результатов Выступление В конце месяца, обучения. полугодия. Итоговый контроль Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение резульВ конце учебного татов обучения. Ориентирование года или курса обучающихся на дальнейшее Выступление обучения обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения всех занятий в целях получения информации о: − выполнении обучающимися требуемых действий в процессе учебной деятельности; 9 − правильности выполнения требуемых действий; − соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; − формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д. Включает в себя педагогическое наблюдение, текущий просмотр творческих работ. Промежуточный контроль достижений обучающихся осуществляется в конце каждой темы программы (просмотр, выступление). Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется в виде: итогового просмотра (общего и индивидуального), выступления. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов педагогом. • журнал посещаемости; • мониторинг психолого-педагогической диагностики; • диагностические карты (карточка для отслеживания результативности освоения программы «Театральный кружок», таблица для отслеживания результативности освоения программы). Промежуточная аттестация осуществляется в конце 1 полугодия ежегодно. Итоговая аттестация осуществляется в конце последнего года обучения. Выступление. 2.4. Оценочные материалы В процессе реализации программы используются следующие технологии: - Технология личностно-ориентированного развивающего обучения с целью максимального развития индивидуальных познавательных способностей ребенка, на основе его жизненного опыта. Уровень развития определяют по следующим показателям: 1 уровень (высокий) – устойчивое, постоянное проявление названного качества в творческой деятельности. 2 уровень (средний) – недостаточно устойчивое проявление названного качества. 3 уровень (низкий) – отсутствие данного качества в деятельности личности. Все вышесказанное ниже представлено более наглядно в виде таблицы «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности». Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Высокий уровень 3 балла Критерии оценки Склонность к творчеству Потребность в достижении успеха Творческий потенциал Готовность к саморазвитию Творческая активность: 1.чувство новизны 2.критичность 3.направленность на творчество 10 Показатели Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл 6. 7. 4.самооценка творчества Развитость творческих (интеллектуальных) качеств: 1.самостоятельность 2.наблюдательность 3.объективность самооценки 4.заинтересованность в деле 5.пытливость 6.предусмотрительность 7.потребность в качественной работе 8.чувство нового 9.творческое мышление (креативность) Сформированность творческих (эмоционально-волевых) качеств: 1.обязательность 2.решительность 3.оптимистичность 4.уравновешенность (уверенность беспокойность, тревожность) Общий уровень (ОУ) творческого развития личности определяется таким образом. Сумма набранных баллов делится на количество изученных параметров. Например, в выше изложенной таблице параметров 21, поэтому если они все диагностированы, то следует разделить сумму набранных баллов на 21. На основании полученных результатов педагог делает вывод об общем уровне творческого развития обучающегося, дав следующую качественную характеристику, опираясь на итоговые результаты в баллах. в – высокий уровень - 3. в/с – выше среднего уровня - 2,1 - 2,9. с – средний уровень - 2. н/с – ниже среднего уровня - 1,1 - 1,9. н – низкий уровень - 1. Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка. По итогам полученной информации педагог планирует образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся. Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога Е.Н. Степанова. Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога. Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже 11 утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру в правом столбце, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. В среде других детей наш ребенок чувствует себя комфортно. Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом нашего ребенка. В объединении, где учится наш ребенок, хороший педагог. Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка. Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. Учитываются индивидуальные особенности нашего ребенка. В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. Педагог даёт нашему ребенку глубокие и прочные знания. Педагог заботится о здоровье нашего ребенка. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. Администрация и педагог создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 43210 43210 43210 43210 43210 43210 43210 43210 43210 43210 43210 43210 43210 43210 Обработка результатов теста Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. 12 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Беседа Выставка Педагогические технологии: Технология группового обучения Дидактические материалы: Раздаточные материалы Образцы изделий 2.6. Список литературы ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика). 2. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144. 3. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с. 4. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. - М.: изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с. 5. Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с. 13