1 Оглавление 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель, задачи 1.3. Содержание программы, планируемые результаты 2. Комплекс организационно педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методические материалы 2.6. Список литературы 2 1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (общий) 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 20 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 №16 СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 г. №38 «О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей». Актуальность: Данная Программа активно содействует развитию творческих способностей. В этом одна из сторон ее актуальности. Вторая сторона актуальности данной Программы в востребованности данного направления детьми и родителями, так как содержание программы ориентировано на активизацию творческого потенциала обучающихся, их самореализацию и самоутверждение в процессе участия и возможных побед на конкурсах обучающихся. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Программа «Творческая мастерская» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий ручным трудом. В процессе занятий у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус. 3 Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, листьев, шишек, семян, пластилина, и т.д. Вид программы: Модифицированная программа – это программа, в основу которой, положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов. Направленность программы: художественная. Адресат программы: программа рассчитана на детей 4-5-6 лет (средняя, старшая и подготовительная группы), с учетом психологических особенностей развития. Дошкольный возраст - наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, т. к. именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии, творчества, основанного на самовыражении, саморазвитии, сотрудничестве, сотворчестве. Срок и объем освоения программы: 3 года, 108 педагогических часов. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: группы одновозрастные. Состав группы: постоянный. Режим занятий: Срок реализации ДООП «Творческая мастерская» – 3 года обучения, 36 недель в год, занятия проводятся 1 раз в неделю, по 30 минут занимаются в подготовительной группе; по 25 минут занимаются в старшей группе; по 20 минут занимаются в средней группе. 1.2. Цель, задачи Цель: развитие художественно-творческих способностей детей посредством совершенствования практических умений и навыков в работе с различными материалами и инструментами. Задачи (для первого года обучения): Предметные/обучающие: - знакомство с инструментами, материалом необходимыми для работы на занятиях, техникой безопасности; - ознакомление с основными принципами работы с различными материалами. Метапредметные/развивающие: - развитие художественных способностей; - развитие воображения; - развитие мелкой моторики. Личностные/воспитательные: - формирование всесторонне развитой личности; - воспитание уважения и любовь к своему труду и труду других людей. Задачи (для второго года обучения): 4 Предметные/обучающие: - обучение умениям и навыкам работы с различным материалом, инструментами для изготовления работ; - обучение основным базовым сложным фигурам из пластилина. Метапредметные/развивающие: - развитие регулятивных умений – планировать собственную деятельность; - развитие творческого мышления; - развитие мелкой моторики. Личностные/воспитательные: - формирование коммуникативных качеств; - формирование всесторонне развитой личности. Задачи (для третьего года обучения): Предметные/обучающие: - обучение правилам хранения природного материала; - обучение видам аппликаций; - обучение основным техникам работы с пластилинографией. Метапредметные/развивающие: - развитие способности комбинировать как основу творчества; - развитие мелкой моторики; - развитие художественного вкуса. Личностные/воспитательные: - формирование коммуникативных качеств; - воспитание волевых и нравственных качеств; - поощрять проявление инициативы, любознательности, отзывчивости, самостоятельности, настойчивости каждого ребенка. 1.3. Содержание программы «Творческая мастерская» (1-й год обучения) Учебный план Таблица 1.3.1 № Название Количество часов Формы п/п раздела, темы аттестации/контроля Всего Теория Практика 1 Вводное занятие 1 1 0 Беседа, педагогическое наблюдение 2 Природная мастерская 8 0,5 7,5 Наблюдение, обсуждение, корректировка/Выставка 3 Чудо аппликация 19 0,5 18,5 Наблюдение, обсуждение, корректировка/Выставка 4 Чудеса из пластилина 7 0,5 6,5 Наблюдение, обсуждение, корректировка/Выставка 5 Игровая программа 5 1 0 1 Проведение игры, наблюдение. Содержание учебного плана 1. Вводное занятие. Теория. Знакомство с детьми. Ознакомление с техникой безопасности. 2. Природная мастерская. Теория. Знакомство с природным материалом. Практика. Аппликации из засушенных листьев, природного материала, поделки из природного материала. Животные, насекомые и т.д. 3. Чудо аппликация Теория: Знакомство с материалами и инструментами. Практика: Приобретение навыка вырезания, резания, работа с шаблонами. Выполнение аппликации из полосок, кругов т.д. Цветы, птицы и т.д. 4. Чудеса из пластилина Теория: Знакомство с материалами и инструментами. Практика: Приобретение навыка работы с пластилином. Выполнение самых простых базовых форм из пластилина. Животные, насекомые и т.д. 5. Игровая программа. Планируемые результаты первого года обучения: Обучающиеся должны знать и уметь: общие сведения о работе с различными материалами; процесс изготовления работ; требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении работ. Содержание программы «Творческая мастерская» (2-й год обучения) Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Таблица 1.3.2 Формы аттестации/контроля 1 Вводное занятие 1 1 0 Беседа, педагогическое наблюдение 2 Природная мастерская 8 0,5 7,5 Наблюдение, обсуждение, корректировка/Выставка 3 Чудо аппликация 19 0,5 18,5 Наблюдение, обсуждение, корректировка/Выставка 4 Чудеса из пластилина 7 0,5 6,5 Наблюдение, обсуждение, корректировка/Выставка 6 Игровая 1 0 1 Проведение игры, программа наблюдение. 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2. Природная мастерская. Теория. Знакомство со способами подготовки природного материала для дальнейшего использования. Практика. Продолжаем работу с природным материалом - листья деревьев, различным природным материалом. Животные, деревья и т.д. 3. Чудо аппликация Теория: Вид аппликации: резанная, из полосок бумаги. Практика: Продолжаем приобретать навык вырезания, резания, работу с шаблонами. Выполнение более сложных аппликации из кругов, сердечек и т.д. Животные, птицы и т.д. 4. Чудеса из пластилина Теория: Базовые сложные фигуры из пластилина. Практика: Продолжаем приобретать навык работы с пластилином. Выполнение более сложных фигурок из пластилина. Животные, птицы и т.д. 5. Игровая программа. Планируемые результаты второго года обучения: Обучающиеся должны знать и уметь: основные способы изготовления творческих работ в различных техниках; основные базовые сложные фигуры из пластилина; осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности; создавать работы в разных техниках декоративно-прикладного творчества из различных материалов; использовать шаблоны для изготовления изделий. 5 Содержание программы «Творческая мастерская» (3-й год обучения) Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Таблица 1.3.3 Формы аттестации/контроля 1 Вводное занятие 1 1 0 Беседа, педагогическое наблюдение 2 Природная мастерская 0,5 3,5 Наблюдение, обсуждение, корректировка/Выставка 3 Чудо аппликация 13 0,5 12,5 Наблюдение, обсуждение, корректировка/Выставка 4 7 4 Волшебный карандаш 10 0,5 9,5 Наблюдение, обсуждение, корректировка/Выставка 5 Чудеса из пластилина 7 0,5 6,5 Наблюдение, обсуждение, корректировка/Выставка Игровая 1 0 1 Проведение игры, программа наблюдение 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2. Природная мастерская. Теория. Правила хранения природного материала. Практика. Поделки из природного материала. Птицы, животные и т.д. 3. Чудо аппликация. Теория: Знакомство с видами аппликации: рваная, объемная, плоская или плоскостная. Практика: Продолжаем приобретать навык вырезания, резания, работу с шаблонами. Выполнение более сложных аппликации виды транспорта, животные. 4. Чудеса из пластилина. Теория: Что такое пластилинография? Практика: Продолжаем приобретать навык работы с пластилином. Раскрашиваем пластилином картинки. Животные, птицы, техника и т.д. 5. Игровая программа. 6 Планируемые результаты третьего года обучения: Обучающиеся должны знать и уметь: правила хранения природного материала; виды аппликаций; основные техники работы с пластилинографией; самостоятельно работать в данном виде творчества, проявлять художественную инициативу; экономно использовать материал; требования техники безопасности и личной гигиены при изготовлении работ. 2.Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Таблица 2.1.1. Количество учебных недель Количество учебных дней Продолжительность каникул Даты начала и окончания учебного года Сроки промежуточной аттестации Сроки итоговой аттестации (при наличии) 108 108 с 1 июня по 31 августа, с 31 декабря по 10 января 1 сентября и 31 мая Январь, май май 2.2. Условия реализации программы 8 Материально-техническое обеспечение Важным условием успешной реализации программы «Творческая мастерская» является достаточный уровень материально-технического обеспечения: − учебная мебель (столы, стулья); − оргтехника (проектор, интерактивная доска, ноутбук, колонки); − учебная доска; − демонстрационные изделия декоративно-прикладного творчества; − учебно-методическая литература. Инструменты Материалы Ножницы Цветной картон односторонний А4 Карандаши простые Бумага белая А4 Карандаши цветные Бумага цветная Дыроколы фигурные Клей-карандаш Стеки Природный материал Точилка для карандашей Пластилин Доски для пластилина Формы реализации: очная, без использования дистанционных технологий, с использованием сетевой формы. 2.3. Формы аттестации Время проведения В начале учебного года В течение всего учебного года По окончании изучения темы или раздела. Цель проведения Форма контроля Начальный или входной контроль Определение уровня развития Беседа детей, их способностей. Текущий контроль Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Педагогическое Повышение ответственности и наблюдение, заинтересованности обучающихся в просмотр обучении. Выявление отстающих и выполненных работ опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный контроль Определение степени усвоения обучающимися учебного матеВыставка риала. Определение результатов 9 В конце месяца, полугодия. обучения. Итоговый контроль Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение резульВ конце учебного татов обучения. Ориентирование года или курса обучающихся на дальнейшее Выставка обучения обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Текущий контроль осуществляется в процессе проведения всех занятий в целях получения информации о: − выполнении обучающимися требуемых действий в процессе учебной деятельности; − правильности выполнения требуемых действий; − соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; − формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д. Включает в себя педагогическое наблюдение, текущий просмотр творческих работ. Промежуточный контроль достижений обучающихся осуществляется в конце каждой темы программы (просмотр, выставка). Итоговый контроль результатов подготовки обучающихся осуществляется в виде: итогового просмотра (общего и индивидуального), выставки. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов педагогом. • журнал посещаемости; • мониторинг психолого-педагогической диагностики; • диагностические карты (карточка для отслеживания результативности освоения программы «Творческая мастерская», таблица для отслеживания результативности освоения программы). Промежуточная аттестация осуществляется в конце 1 полугодия ежегодно. Итоговая аттестация осуществляется в конце последнего года обучения. Выставка. 2.4. Оценочные материалы В процессе реализации программы используются следующие технологии: - Технология личностно-ориентированного развивающего обучения с целью максимального развития индивидуальных познавательных способностей ребенка, на основе его жизненного опыта. - Здоровьесберегающие технологии: создавая поделки своими руками, дети получают положительные эмоции, а занятие любимым делом, благоприятная 10 атмосфера объединения, работа в коллективе единомышленников оказывают положительное влияние на психическое, эмоциональное и духовное здоровье. Занятия требуют кропотливости, напряжения, сосредоточенности. Для сохранения физического здоровья созданы соответствующие санитарногигиенические условия для занятий. Организационные моменты урока: физминутки, смена видов деятельности - также способствует сохранению здоровья детей. Уровень теоретической подготовки учащихся (для средней группы) На каких деревьях растут шишки? (Ель, сосна, кедр, лиственница). У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.) На чем можно работать с пластилином? (На доске, клеенке). Какими инструментами можно пользоваться при работе с пластилином? (Стеком). На какую сторону бумаги наносят клей? (На изнаночную). С помощью чего соединяют фигуры на бумажной аппликации? (Клея). Уровень теоретической подготовки учащихся (для старшей группы) На каком дереве растут желуди? (На дубе). Как называются деревья, у которых вместо листьев иголки. (Хвойные). А как деревья, у которых листья? (Лиственные). Какие инструменты и приспособления используют для аппликации. (Ножницы, клей). Какие виды аппликации вы знаете? (Резаная, рваная). Как правильно передавать ножницы соседу? (Кольцами вперед, с закрытыми лезвиями). Уровень теоретической подготовки учащихся (для подготовительной группы) Как нужно работать с ножницами? (Сидя на своем рабочем месте) Что используют для изготовления бумаги? (Древесину, продукты деревопереработки). Фигура из картона, позволяющая сделать несколько одинаковых деталей называется шаблон? (Да). Какая аппликация выполняется без ножниц? (Обрывная). Какие виды аппликации вы знаете? (Резаная, рваная, объемная, из полосок бумаги, плоская или плоскостная). Можно рисовать пластилином? (Да). Что такое пластилинография? (Лепка+рисование). Уровень развития определяют по следующим показателям: 1 уровень (высокий) – устойчивое, постоянное проявление названного качества в творческой деятельности. 2 уровень (средний) – недостаточно устойчивое проявление названного качества. 3 уровень (низкий) – отсутствие данного качества в деятельности личности. Все вышесказанное ниже представлено более наглядно в виде таблицы «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности». Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности № Критерии оценки Показатели 11 п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Высокий уровень 3 балла Средний уровень 2 балла Низкий уровень 1 балл Склонность к творчеству Потребность в достижении успеха Творческий потенциал Готовность к саморазвитию Творческая активность: 1.чувство новизны 2.критичность 3.направленность на творчество 4.самооценка творчества Развитость творческих (интеллектуальных) качеств: 1.самостоятельность 2.наблюдательность 3.объективность самооценки 4.заинтересованность в деле 5.пытливость 6.предусмотрительность 7.потребность в качественной работе 8.чувство нового 9.творческое мышление (креативность) Сформированность творческих (эмоционально-волевых) качеств: 1.обязательность 2.решительность 3.оптимистичность 4.уравновешенность (уверенность беспокойность, тревожность) Общий уровень (ОУ) творческого развития личности определяется таким образом. Сумма набранных баллов делится на количество изученных параметров. Например, в выше изложенной таблице параметров 21, поэтому если они все диагностированы, то следует разделить сумму набранных баллов на 21. На основании полученных результатов педагог делает вывод об общем уровне творческого развития обучающегося, дав следующую качественную характеристику, опираясь на итоговые результаты в баллах. в – высокий уровень - 3. в/с – выше среднего уровня - 2,1 - 2,9. с – средний уровень - 2. н/с – ниже среднего уровня - 1,1 - 1,9. н – низкий уровень - 1. Диагностический подход к определению уровня творческого развития личности позволяет приблизиться к познанию такого уникального явления, как творчество растущей и развивающейся личности ребенка. По итогам полученной информации педагог планирует образовательную и воспитательную деятельность, направленную на развитие творческого 12 потенциала обучающихся. Полученная информация позволяет педагогу грамотно вносить необходимые соответствующие изменения в содержание образовательной программы и в условия ее реализации, в планирование и организацию творческих конкурсных мероприятий, организацию педагогической поддержки обучающимся. Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога Е.Н. Степанова. Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога. Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести одну цифру в правом столбце, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения. Цифры означают следующие ответы: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. Коллектив, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным. 4 3 2 1 0 В среде других детей наш ребенок чувствует себя комфортно. 43210 Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку. 4 3 2 1 0 Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогом нашего ребенка. 43210 В объединении, где учится наш ребенок, хороший педагог. 43210 Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка. 43210 Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 43210 Учитываются индивидуальные особенности нашего ребенка. 43210 В учебном заведении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку. 43210 Педагог даёт нашему ребенку глубокие и прочные знания. 43210 Педагог заботится о здоровье нашего ребенка. 43210 Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка. 43210 Администрация и педагог создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка. 43210 Учебное заведение по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни. 43210 13 Обработка результатов теста Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (У) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов. Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения. 2.5. Методические материалы Методы обучения: Словесный Наглядный Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Формы организации образовательной деятельности: Индивидуально-групповая Групповая Практическое занятие Беседа Выставка Педагогические технологии: Технология группового обучения Дидактические материалы: Раздаточные материалы Образцы изделий 2.6. Список литературы ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Корнева Г. Поделки из бумаги, Санкт-Петербург, «КРИСТАЛЛ», 2002. 2. Лыкова И.А. Рваное ухо, бумажный хвост!, ИД «КАРАПУЗ», 2006. 3. Лыкова И.А. Лепка из пластилина «Букашки на лугу», ИД «КАРАПУЗДидактика», 2007. (электронная книга). 4. Лыкова И.А. Лепка из пластилина «Кто гуляет во дворе?», ИД «КАРАПУЗ-Дидактика», 2007. (электронная книга). 5. Лыкова И.А. Лепка из пластилина «Сказка», ИД «КАРАПУЗДидактика», 2007. (электронная книга). 6. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем, Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2000 (электронная книга). 7. Острун Н.Д. Оригами. Динамические модели/Н. Д. Острун, А.В.Лев-2-е изд.-М.;Айрис-пресс, 2006 8. Петрова О. «Зверушки из пластилина». Серия «Веселый мастер-класс»; ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013. 9. Ресурсы интернета. 14